Проблема фальсификаций диссертационных работ, во многом благодаря усилиям сетевого сообщества Диссернет, попала в прошедшем году в фокус общественного внимания. Одной из реакций государства на эту проблему стало введение в действие с января 2014 года нового Положения о присуждении ученых степеней, которое призвано сделать защиты диссертаций намного более прозрачными, чем прежде.
Теперь не только автореферат, но и полный текст диссертации, а также все отзывы на нее должны быть опубликованы в Интернете до защиты. Однако то же самое постановление Правительства от 24 сентября 2013 года № 842, которое ввело в действие новое Положение, фактически объявило амнистию всем, кто успел получить ученую степень на основании защиты фальсифицированной диссертации до 2011 года.
Против этого выступил Совет Общества научных работников, который инициировал сбор подписей под Обращением к Председателю Правительства РФ с требованием установить бессрочный порядок рассмотрения вопроса о лишении ученых степеней .
Авторы обращения мотивируют свое требование тем, что «у ответа на вопрос о том, написал ли человек свою работу сам или переписал ее из других источников, никакого срока давности быть не может. Так, согласно п. 1 ст. 1267 ГК, авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно».
В Обращении также говорится, что «присуждение и лишение ученых степеней — не вопрос уголовного, административного, трудового или гражданского права, это — предмет оценки, которую дает квалификационной работе профессиональное научное сообщество… Лишение необоснованно присужденной ученой степени не наказание, а лишь одна из форм защиты права — восстановление соответствующего положения участников правоотношений. Например, человека, много лет назад похитившего в музее картину, в тюрьму не посадят — но картину отберут и вернут в музей».
Трехлетний срок рассмотрения заявлений о лишении ученых степеней был введен летом 2011 года, когда Департамент подготовки научных и научно-педагогических работников Минобрнауки возглавил небезызвестный Феликс Шамхалов, который позднее, вплоть до его ареста в феврале 2013 года, руководил ВАК. Новое Положение возвратило 10-летний срок давности, однако лишь для вновь защищаемых диссертаций. Дмитрий Медведев объяснил свое решение так: «Просто для того, чтобы не взрывать ландшафт этих диссертаций, потому что это просто именно указание на то, что в будущем «халяв-ные» диссертации не пройдут. Об этом должны все призадуматься» .
Экспертизы Диссернета показывают, что лица, в отношении которых имеются обоснованные подозрения «в недобросовестности при написании диссертационных работ и пренебрежении принципами научной этики», присутствуют во всех сферах общественной жизни, начиная с учреждений высшего образования и заканчивая органами государственной власти.
Имеются целые «фабрики» фальшивых диссертаций, вроде ставшего знаменитым диссертационного совета по истории при МГПУ, который был распущен Минобрнауки по результатам работы комиссии, обнаружившей, что через него прошло много диссертаций, изготовленных с помощью клавиш «Ctrl», «С» и «V».
Вся эта ситуация напоминает раковую болезнь, причем на ее поздней терминальной стадии, когда бесконтрольно размножающиеся раковые клетки возникают не только в местах первичного злокачественного образования, такого как коррумпированный диссертационный совет вуза, но и образуют метастазы в жизненно важных органах законодательной и исполнительной власти государства.
К ним относятся и Минобрнауки, и подчиненная ему ВАК, и правоохранительные и судебные органы, одной из функций которых является, продолжая метафору члена-корреспондента РАН Сергея Недоспасова , именно иммунная реакции на появление опасных мутантов, таких как авторы фальшивых диссертаций.
Нетрудно спрогнозировать, как будет развиваться эта болезнь, если ее не лечить или лечить неправильно. Чтобы предотвратить летальный исход для системы образования, науки и экспертного обеспечения принятия важнейших технологических и государственных решений в стране, необходимо решительное и адекватное лечение, сочетающее хирургию и терапию. Попытка затруднить размножение «раковых» диссертаций, вывешивая их в Интернет, — мера полезная.
Однако и она окажется бессмысленной, если уполномоченные органы иммунитета, Минобрнауки и ВАК, будут реагировать отписками, не выясняя, по существу, справедливы ли подозрения в научной недобросовестности, и, тем самым, фактически покрывая ученые советы, где защищаются фальшивые диссертации. Поэтому необходимо прописать «протокол лечения», т.е. четкий регламент рассмотрения заявлений о лишении ученых степеней, чего нет ни в новом Положении о присуждении степеней, ни в опубликованных для общественного обсуждения проектах положений о диссертационном совете и об экспертном совете ВАК.
И уж совсем банальной является мысль о том, что если вывести из-под действия иммунной системы те клетки, которые переродились в раковые достаточно давно или сумели пробраться на достаточно высокие ступени во властной иерархии организма, то все попытки вылечить далеко зашедшую болезнь обречены на неудачу.
Сбор подписей под Обращением к Дмитрию Медведеву был начат вечером 18 января. К моменту сдачи в печать этого номера к нему присоединились 2325 человек, из которых 560 докторов и 1184 кандидата наук. Среди подписавшихся 38 членов РАН, члены Совета по науке и Общественного совета Минобрнауки, другие известные в стране и за рубежом ученые.
К моменту публикации своей статьи Сергей Артурович Недоспасов вышел из Совета по науке при Минобрнауки в знак протеста против реформы РАН.
Андрей Цатурян
Коллаж М. Борисова.
Фото Д. Медведева взято с сайта http://da-medvedev.ru
.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии