"Дело ученых"

30 июня, сначала в соцсетях, а затем в ряде СМИ прошла новость об аресте новосибирского ученого-физика, преподавателя НГУ Дмитрия Колкера в качестве подозреваемого по уголовному делу о государственной измене (ст. 275 УК РФ).

Согласно материалам сайта Новосибирского государственного университета, Дмитрий Борисович Колкер – доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией квантовых оптических технологий Физического факультета Новосибирского государственного университета. Тематика исследований Д.Б. Колкера – источники излучения ИК-диапазона на основе параметрической генерации света, квантово-каскадные полупроводниковые лазеры, методы сужения спектральных линий параметрических генераторов света. В НГУ Д.Б. Колкер создал научную лабораторию квантовых оптических технологий, привлек в нее перспективных студентов, ставших под его руководством квалифицированными исследователями. Он активно сотрудничал с предприятиями реального сектора экономики и научными организациями для создания новых комплексов геофизической разведки. Им разработана программа спецкурса для аспирантуры НГУ. Он участвовал в организации школ для молодых ученых «Нелинейная фотоника» в НГУ.

На момент ареста он находился в частной больнице, где проходил курс лечения от тяжелого онкологического заболевания.

Чуть позже стало известно, что еще 28 июня 2022 года по обвинению в госизмене был арестован также главный научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики СО РАН Анатолий Маслов. В настоящее время 75-летний ученый доставлен в Москву в следственный изолятор Лефортово.

В Академгородке возник стихийный мемориал Дмитрию Колкеру у памятника академику Коптюгу. А уже 3 июля 2022 года ТАСС сообщил, что арестованный ученый Дмитрий Колкер скончался в следственном изоляторе. Что, конечно, ставит вопрос - насколько обоснованным было заключение медицинских работников о допустимости ареста тяжело больного человека, чья вина на момент смерти судом не была установлена.

Еще больше вопросов в научной среде вызвал сам факт возбуждения уголовного дела и ареста ученых. Подробности, по понятным причинам, общественности никто не сообщил, но в СМИ заявлялось, что их обвиняют в разглашении сведений, содержащих государственную тайну, во время выступления с лекциями в Китае. Притом, что это была официальная поездка и тематика лекций была известна заранее. Если она касалась засекреченных сведений, почему об этом никто не указал ученым до ее проведения.

Вот как, к примеру, прокомментировал ситуацию экс-ректор НГУ, академик РАН Николай Диканский: «Фундаментальные исследования входят в прикладные разработки. Естественно, если ученые на международных конференциях докладывают о своих фундаментальных исследованиях, в них заложены теоретические выкладки, которые затем могут признать государственными секретами. Чтобы этого не произошло, раньше в каждом институте был первый отдел, экспертная комиссия, которая давала оценку – относятся ли материалы к гостайне или нет. Да, в те времена жаловались на чрезмерное засекречивание. Но мы нормально работали и публиковались. Сегодня, как я понимаю, далеко не во всех институтах есть экспертные комиссии по гостайне. Я считаю, что надо восстанавливать эту систему, возвращать первые отделы. И тогда нашим ученым не придется проходить через подозрения в госизмене».

К этому можно добавить, что наведение порядка в этом вопросе позволит сохранять не только государственные секреты и технологический отрыв от конкурентов, но и жизни тех, кто этот отрыв создает.

Тем временем в Академгородке возник стихийный мемориал Дмитрию Колкеру у памятника академику Коптюгу. А научная общественность надеется, что это уголовное дело станет поводом для наведения порядка в вопросах ответственности за соблюдение гостайны, а не началом новой "охоты на ведьм".

По материалам СМИ