Цифровая посевная

В последнее время чиновники без устали производят государственные акты, определяющие деятельность ученых. Стратегии, концепции, программы, планы, проекты - даже привыкшим к высокой интеллектуальной нагрузке деятелям науки непросто разобраться в регламентирующих их работу бумагах. В этом лишний раз можно было убедиться на прошедшем в РАН заседании Совета по приоритетному направлению научно-технического развития РФ с очень непростым названием: «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных продуктов питания». Встреча состоялась вскоре после выхода правительственного документа «Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла…» и выявила недопонимание учеными его положений.

Сложность своих бумаг, видимо, осознают и сами чиновники, поэтому на заседание пришла референт Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Елена Нечаева, которая постаралась разъяснить присутствовавшим новые нормы. Она подчеркнула, что сегодня указанные правила - «это основной рабочий инструмент советов по приоритетным направлениям, где четко описаны вся процедура формирования проектов и программ, этапы их прохождения и финансирования». Е.Нечаева отметила, что такие комплексные проекты будут межведомственными.

- Принято решение в пилотном режиме, не дожидаясь методической базы, попробовать запустить несколько проектов, если таковые будут представлены советами и имеют потенциал для реализации, - сказала она, - а Минобрнауки готово их профинансировать за счет текущих средств ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» уже в текущем году.

Чиновница предложила «параллельно формулировать подходы к этим проектам и формировать методическую базу для их решения».

В рамках основной повестки в пилотном режиме обсуждались два перспективных проекта полного инновационного технологического цикла. О первом - «Цифровые и интеллектуальные системы землепользования, землеустройства и земледелия нового поколения («Цифровое земледелие») - рассказал директор Почвенного института им. В.В.Докучаева РАН академик Андрей Иванов.
Ученый отметил, что сегодня цифровые технологии стали мощным инструментом развития сельскохозяйственной отрасли, но в России прогресс в этой сфере сдерживается отсутствием оте­чественной роботизированной сельхозтехники, интеллектуальных систем поддержки принятия решений, а также надежных измерительных и вычислительных комплексов информационного обеспечения.

Для того чтобы изменить такое положение дел, докладчик предложил создать центр компетенции с филиалами в виде ситуационного аналитического центра Минобрнауки. Его миссией будет формирование единой информационной цифровой платформы по мониторингу состояния землепользования и принятия управленческих решений в научных и образовательных организациях РФ.
Как отметил А.Иванов, задел для соответствующих преобразований в сельском хозяйстве имеется. За последние пять лет опубликованы более 100 научных работ по тематике цифрового землеустройства, выполнены 8 НИР по госзаданию Минсельхоза, получены 7 патентов на изобретения, идет работа по двум грантам РФФИ. Пилотные производственные землеустроительные проекты проводились в восьми областях РФ на площади более 120 тысяч га.

Реализация задуманного, по словам академика, позволит внедрить интеллектуальную справочно-аналитическую систему инвентаризации, мониторинга состояния почв и земель России и оценки их ресурсного потенциала.

Президента РАН доклад не устроил, потому что он не увидел в нем должной роли представителей бизнеса.

- Первое, что должно быть на документе, - это подпись заказчика от реального сектора экономики, который готов инвестировать в проект  при условии, если Минсельхоз или Минобрнауки поможет доделать то-то и то-то. Все должно проходить под контролем инвестора. Иначе  зачем мы здесь собрались?! - заметил он.

Мнения членов совета по этой теме разделились. Одни доказывали, что бизнесменам ничего не нужно, а что нужно, купят в Китае, и вообще их интересы и государственные кардинально расходятся. Другие, наоборот, горой встали за предпринимателей, считая, что для их привлечения нужна система преференций, налоговых льгот и прочих приманок.

По словам кандидата биологических наук Марии Пукальчик из Сколковского института наук и технологий, крупные бизнес-партнеры требуют полного отчуждения в свою пользу интеллектуальных прав на разработки, системы и алгоритмы, поэтому «десятки тысяч мелких фермеров могут остаться за бортом». На что представитель Россельхозбанка заметил, что «банку это теоретически может быть интересно», поскольку он мог бы стать «неким хабом» для мелких сельхозпроизводителей, ведь в этом случае отчуждение результатов пойдет в пользу государства.

Второй проект - «Биопротеин» - посвященный крупнотоннажному производству белка одноклеточных из природного газа и представленный директором по развитию НПО «Биосинтез» Дмитрием Чернушкиным, обсуждался легче.

Биопротеин, получаемый путем культивирования микроорганизмов на метане, может стать альтернативой соевому шроту и рыбной муке, производство которых сегодня маловыгодно. Дефицит белковых кормов в России составляет около 1 млн тонн. По мнению Д.Чернушкина, белки растительного происхождения - соя, подсолнечник - не являются им полноценной заменой. Кроме того, соя по большей части привозная.

При этом в РФ существует большое количество месторождений природного газа, которые уже нерентабельно использовать для энергетики, но запасы ископаемых в них еще значительны. Предлагаемый проект как раз и основывается на технологии многотоннажного производства белка одноклеточных из выработок природного газа. Его реализация позволит усовершенствовать структуру кормопроизводства в России и сократить зависимость от зарубежных поставок белковых компонентов.

Для обеспечение внутреннего рынка потребуется не менее 10 предприятий по стране, каждое мощностью не менее 120 тысяч тонн в год (это позволит достичь уровня СССР, в котором восемь заводов в 1980-1990-е годы производили до 1,2 млн тонн биопротеина - паприна, гапринга, меприна, эприна).

Экспортный потенциал биопротеина докладчик оценил в 15-20 млн тонн в год, а общую стоимость производимой ежегодно продукции только для внутреннего рынка - более чем в 108 млрд рублей. Проект поддерживают ПАО «Газпром» и НПО «Биосинтез». Они планируют приступить к строительству головного предприятия, которое позволило бы получать ежегодно около 40 тысяч тонн продукта.

Рецензент, заведующая лабораторией пищевых технологий и специализированных продуктов «ФИЦ питания и биотехнологий РАН» Алла Кочеткова призвала в целом одобрить проект, заметив, что «окончательного материала для финансирования еще нет», и представила 12 замечаний, касающихся экологической безопасности, рисков для животных и человека, лицензирования и т.д.

Представитель НИЦ «Курчатовский институт» отметил, что использование природного газа - только один из вариантов решения проблемы дефицита белка и нужно обязательно рассматривать все имеющиеся возможности его производства для сельского хозяйства.

Главный специалист кафедры биотехнологии Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева Нина Градова напомнила, что в СССР были потрачены «громадные деньги» для выработки рекомендации по применению белка, и призвала «максимально использовать опыт 22 советских институтов».