Чему учат в школе?

Последняя встреча в научном кафе «Эврика» была посвящена теме необычайно в нашем обществе актуальной – теме образования. Неудивительно, что зал арт-клуба «НИИ КуДА» переполнен. Свою дискуссию организаторы назвали «Как учиться не в школе». Осветить проблему он  постарались с разных сторон: от интернет онлайн образование для школьников до домашних кружков, от частных школ до домашнего обучения.

Андрей Андреев, в прошлом репетитор по математике сегодня репетиторствует на просторах всей страны. У его роликов с записью решения задач по математике http://vcevce.ru/m5v/ 11 миллионов просмотров на ютубе, на его страницу заходит по 113 школьников ежедневно. В свом коротком выступлении в научном кафе Андрей предложил задуматься о том, что ждет образование через несколько десятков лет.

«Представьте, что вы приходите в загс, у вас смотрят прописку и выдают жену… Переедите в другой район, жена смениться. С супругами такая ситуация нам кажется абсурдной, а с образованием она обстоит именно так. Мужа и жену в нашем обществе принято выбирать, а учителей нет.

При этом, зарплаты у учителей маленькие. К сожалению, это приводит к тому, что многие талантливые люди из государственной системы образования уходят… В итоге, большинство наших детей лишены возможности не только преподавателя выбирать, но и учиться у талантливых педагогов. Интернет меняет такую ситуацию. Во-первых, уроки талантливого педагога становятся доступны многим. Во-вторых, из множества педагогов, выкладывающих ролики в интернете, вы можете выбрать того, который подходит именно вам. Нравится, когда говорят медленно – вы можете найти такого педагога, уверены, что женщины не могут преподавать и знать физику – смотрите уроки мужчин. У интернет образования есть и еще один аспект. Например, я часто получаю письмо от школьников: “сидел на уроке – ничего не понял, потом пришел домой, посмотрел ваш ролик, и все стало по местам”. Фактически такой ребенок учиться дважды: в школе и дома. Думаю, чем дальше, тем все больше родителей будут наблюдать у своих детей такое «двойное» обучение. Впрочем, надеяться, что через некоторое время мы будет просто давать пятилетнему ребенку планшет и лет через десять получать квалифицированного специалиста, тоже не стоит. Возникает, вопрос, где золотая середина? В каждом классе не могут преподавать лучшие учителя, хотя они могут вести курсы в интернете, но ребенок не может получать образование только через интернет. Думаю, выход в интернет курсах талантливых педагогов и кураторах на местах, в каждой конкретной школе».

Еще один интернет проект представил Дмитрий Трубицын, физик по образованию, директор успешной новосибирской компании «Тион», инициатор программы дистанционного обучения Getaclass http://www.getaclass.ru/. Он рассказал, что  пришел к внешкольному образования, размышляя над подготовкой кадров: «Все важные для будущих специалистов компетенции закладываются, как известно, в школьном возрасте. На него мы и обратили свое внимание. Первое, к чему мы прикоснулись, были финансирования поездок детей и педагога (Андрея Щетникова) на турниры юных физиков (ТЮФы). Это такая достаточно известная международная альтернатива олимпиад. В отличие от последних, задачи решаются более длительное время (необходимо построить эксперимент, почитать теорию и т.д.), не имеют однозначного ответа  т.д. В свое время, многие члены нашей команды и сами прошли через ТЮФы, и мы знаем, как эти турниры способствуют наработке правильных подходов к решению задач, причем необязательно физических, умения работать в команде, выделять главное, работать эффективно и т.д. Неудивительно, что мы занялись подготовкой учителей и учеников к турнирам юных физиков, приложили усилия к возобновлению такого движения в Новосибирске. В результате сейчас 25 команд нашего города участвуют в турнирах. В каждой – 5-10 учеников. 8 поехали на всероссийский турнир. Но хотелось проявить интерес к естественным наукам не только у детей, которые могут прийти к нам очно. Так возникла идея перейти в интернет. Идея - снимать и выкладывать прикольные ролики по физике, за которой стоит понимание процесса. В настоящее время есть 80 роликов по курсу 7-8 класса. Конечно, обучение – это не только эффектный видеоряд. В физике и математики не обойтись без решения задач. Так и родилась платформа Getaclass на которой видеоряд сопровождается теорией и задачами (в настоящее время около 10 тысяч по физике и математике). Пользоваться ей могут и учителя, и ученики».

Алексей Орленко с детьми работает только очно. Он организовал для своего сына и его одноклассников математический кружок. Впрочем, Алексей уверяет, что для развития детей чрезвычайно полезны любые занятия с родителями, особенно тем, чем этот родитель увлечен. Пригласили его, как ведущего успешного кружка, но он сразу заверил слушателей, что пришел в первую очередь, как неравнодушный родитель. Он рассказал зрителям, что привело его к созданию кружка и почему подобные занятия полезны не только детям, но и самим родителям.

«Мне в жизни очень повезло: дети у меня родились очень умные. Но это не только радость и гордость, это еще и определенные требования к родителю.

Когда пятилетний ребенок хочет обсудить с тобой, почему нет кораблей со скоростью выше скорости света и что такое плазма, тебе невольно приходится вспоминать старые школьные или университетские знания. Именно под влиянием своего среднего сына я решил организовать небольшой математический кружок для него и его одноклассников, учеников 2б класса гимназии №3.

Почему я к этому пришел? У меня, как я уже говорил, трое детей. Старший учится уже в девятом классе. И он очень хорошо вписался в школьную систему. С младшим все пошло не так гладко: он более амбициозен, более подвижен и активен. В школу он хотел. Мы, казалось бы, тоже сделали все возможное для его успешной школьной жизни: сменили прописку, чтобы «в загсе нам выдали правильную жену», ночевали перед школой. В итоге пошли в гимназию №3, одну из лучших школ Новосибирска и входящую в сотню лучших по России. А ребенок через некоторое время заявил, что в школу то он ходить не хочет. Для меня на его такое заявление наложилось сразу несколько вещей. Во-первых, я люблю детей и люблю с ними заниматься. Во-вторых, на меня оказали большое влияние целый ряд книг: в том числе книги Звонкина о его математическом кружке для детей и книга Жвалевского и Пастернак «Хочу в школу». Там описана школа, мечта родителей – школа, в которой дети хотят учиться. Они не хотят играть в компьютерные игры, не хотят каникул – хотят учиться. Книга меня зацепила, особенно на фоне заявлений моего сына, что он-то учиться не хочет. Я долго думал, наблюдал. Понимаете, у нас в целом в системе образования наблюдается такая тенденция. В начальной школе из детей в первую очередь готовят удобные заготовки, способные учится, готовые слышать и слушать. Для этого им приходится убрать все, что выпирает: успел втянуть – хорошо, не успел – отрезали. А вот уже в классе четвертом – пятом, их начинают тормошить, лелеять их интерес, готовить к олимпиадам. При этом я понимаю, что в большинстве школ ситуация хуже, чем в нашей. У нас в гимназии детей привлекают к научно-практическим конференциям и олимпиадам, начиная с класса второго-третьего. Я понимаю, почему учителя их вынуждены так «формировать». Но захотелось помочь ребенку: уберечь его «отростки», его интерес к решению нетривиальных задач. Таким образом я и пришел к небольшому математическому кружку. Математическому в широком понимании этого слова: геометрия, арифметика, логика. Надо сказать, получилось полезно и интересно и для них, и для меня. У меня в кружке всего 4 ребенка. И должен вам признаться, когда они вместо решения задачи начинают беситься, я понимаю учителей, которые вынуждены «обрубать лишнее». Для себя я решил эту проблему небольшим количеством детей. Что делать с целым классом, я не знаю…»

Педагог, автор школы развивающего обучения «Умка», детского сада по системе Монтессори «Жирафики», руководитель школы «Научилус» Анна Любченко тоже призналась, что ею в создании школы двигали ее дети «Я ходила в школу сама, водила детей, пройти это еще раз в внуками мне уже не хотелось… Но пять лет назад я познакомилась с системой Монтесори. Система мне очень понравилась, в том числе и тем, что дети, прошедшие эту систему, очень самостоятельны: они умеют самостоятельно заниматься, умеют не только сами начинать дело, но и его заканчивать.

Но беда в том, что такие дети, посещающие детские сады Монтесори, потом приходят в обычные школы, где очень быстро свои навыки теряют. В других городах есть школы, работающие в системе Монтесори, захотелось создать подобную и в Новосибирске.

В начале к нам отнеслись несколько насторожено – хотелось увидеть результаты, но мы уже проходили это со школой «Умка» - если в первые годы мы едва набирали детей, то сейчас у нас огромный конкурс. Одно из явных отличий школы Монтесори от обычной в том, что каждый ребенок занимается своим материалом в своем темпе. У нас даже материалов одинаковых нет. То есть если в обычной школе новый материал осваивают все одновременно, то у нас дети подходят к полке и берут тот материал, который им интересен сейчас. Кроме таких необычных занятий у нас в школе есть еще и кружки, и студии. Хотя признаюсь честно, мне хотелось от этого уйти. В нашем городе есть большой выбор очень сильных заведений дополнительного образования. Открывая кружок в школе, мы лишаем ребенка выбора, но зато родителю не приходится возить его по всему городу, становясь слугами при своем ребенке. Мы надо отметить, принципиально не оформлены как школа. Все наши дети оформлены на домашнем обучении в частной школе. Существуем мы пока недолго – чуть больше года. Опыта аттестации у нас немного. Но мы понимаем, что это – система безопасности для родителя. Понимаете, зачастую в школе плохо, а забрать из школы страшно. Как он будет поступать в институт, как сдаст ЕГЭ? И неважно, что ребенку может и не понадобиться этот диплом, этот аттестат…»

Один из пионеров внешкольного образования в России, в прошлом директор школы, а сейчас — руководитель проекта «Экстерн-офис» Алексей Битнер признался что он к своей идеи пришел после неудачной попытки создать школу: «Надо признать, что есть масса детей, которым школа тягостна. Причин этому может быть тысяча: бьют, скучно, обижают и т.д.

Если барщину отменить не получается, хотелось перевести детей с барщины на оброк. Надеюсь, на меня никто не обидится за такое сравнение: но барину можно было отработать определенное время, а можно было отдать конкретное количество муки, зерна или денег. Моя задача – помочь детям отвязаться от школы, затратив как можно меньше сил и времени.

Причем сделать это законным образом. В настоящее время «Экстерн-офис» работает в двух форматах. В первом случае ребенок проходит весь материал или самостоятельно, или с помощью родителей, или с нанятыми семьей учителями. Моя задача – свести их со школой (а в Новосибирске школ, работающих с детьми на домашнем обучении всего 3) и помочь им договориться о списке тем, по которым школа будет спрашивать, о датах и сроках. Во втором случае ребенок может прийти к нам в офис и поучиться. Часа 2-3, но ни в коем случае не столько, сколько мы учимся в школе. Собственно, я сразу описываю ребенку минимум – что ему надо знать, чтобы получить за экзамен 3-4-5. Моя задача – освободить ребенка для того, что ему действительно интересно. Если бы у меня была такая возможность, я бы обязательное образование отменил. Я был бы рад, если бы никто не имел право говорить детям, что если они не умеют разбирать слово по составу или брать логарифмы, то они неполноценные люди. Я уверен, что умения должны прилагаться к конкретной задаче. Самый приятный момент в моей работе, это когда ребенок увлекся предметом, а ты ему уже помочь не можешь. Ты задыхаешься от радости, когда перед тобой сидит малыш, а ты признаешь, что он настолько цепче тебя, что тебе приходиться по какому-то предмету искать ему квалифицированного эксперта».

Подобные выступления, естественно, не оставили зал равнодушным. «Думаю, любого из пяти экспертов стоило позвать на отдельную встречу. Так мы не успели их ни расспросить, ни высказать своего мнения. Тема необычайно важная, можно было бы сделать не дискуссию, а, скажем, месячник образования, - критикует организаторов Александр, отец двух детей. – Но в любом случае, экспертов подобрали интересных, тем затронули массу. Мы дома и с друзьями будем их еще долго додумывать и обсуждать».

С тем, что тем было затронуто множество, трудно не согласиться. Уже уходя из арт-клуба, примерно через час после окончания дискуссии,  я увидела группу, оживленно обсуждающую, надо ли заставлять ребенка заниматься чем-то. Надо ли заставлять ходить в музыкальную школу или стоит только руководствоваться его желаниями?

 

Юлия Черная

Комментарии

Прекрасная статья, но, уважаемая Юлия, когда Вы пишите об образовании, пишите, пожалуйста, грамотно. Или воспользуйтесь помощью тех, кто в этом разбирается.