Биомасса теряет «зеленый» статус?

Пару лет назад мы уже писали о том, что в Европе серьезно дискутируется вопрос использования древесины в качестве топлива. Напомним, что древесная щепа, древесные гранулы и даже дрова до последнего времени официально рассматривались в качестве возобновляемого источника энергии. Сжигание лесной биомассы в топке не считалось каким-то смертельным «грехом» в отношении климата на том основании, что древесина – в отличие от ископаемого топлива – содержит в себе углерод, поглощенный в процессе жизненного цикла растения. Говоря по-простому, здесь вы как будто не нарушаете углеродного баланса, поскольку возвращаете в атмосферу ровно столько, сколько было поглощено до этого в ходе роста деревьев. То есть «плюс» накладывается на «минус», и в итоге мы как бы получаем нулевые выбросы.

Впрочем, не все специалисты оказались согласны с этой простой формулой. Это вызвало вполне закономерную дискуссию по вопросу использования биомассы в энергетике. Так ли уж «безвредно» для климата сжигать древесину? Не привносим ли мы тем самым дополнительный вклад в глобальное потепление, как это происходит с углем и нефтепродуктами?

В последние месяцы дискуссия вспыхнула с новой силой на фоне энергетического кризиса, когда в некоторых странах ЕС на полном серьезе стали рассматривать биомассу в качестве альтернативы российскому природному газу (о чем мы также писали). Судя по сообщениям в западных СМИ, «дровишки» теперь раскупаются как горячие пирожки, и уже стали дефицитным товаром. Производители древесных гранул, конечно же, потирают руки от предвкушения высоких прибылей, однако европейские борцы за экологию также не дремлют.

На днях в западных СМИ появилось сообщение о том, что часть депутатов Европарламента призвали своих коллег прекратить учет лесной биомассы в качестве возобновляемого источника энергии. Они напомнили, что достижение целей ЕС по нулевым выбросам требуют огромных усилий в деле восстановления лесов – важнейших поглотителей углерода. С этим положением, в принципе, никто не спорит в силу его очевидности. Тем не менее, в европейских странах, по данным Евростата, примерно 40% возобновляемой энергии до сих пор связывают со сжиганием древесины. И это несмотря на то, что таким путем происходит гораздо больше выбросов углекислого газа на киловатт энергии, чем при сжигании ископаемого топлива. Такое положение дел выглядит не совсем нормально, если учесть официальные планы по борьбе с климатическими изменениями.

Согласно тем данным, которые приводят соответствующие структуры Европейской комиссии, около половины сжигаемой древесины приходится на так называемую первичную древесную биомассу (то есть полученную непосредственно из срубленных деревьев). И только оставшаяся половина представлена отходами деревообработки и так называемой «пост-потребительской» древесиной.

Отметим, что использование лесной биомассы в странах ЕС стимулируется государственными субсидиями, идущими на поддержку возобновляемых источников энергии. В силу указанных причин сжигание древесины с 1990 года в Европе УТРОИЛОСЬ. Большая её часть идет на отопление жилых помещений. При этом миллиарды государственных субсидий наплавляется на поддержку «дровяных» электростанций, официально причисляемых к «зеленой» энергетике. 

Но в этом году европейские законодатели всё же решились исправить ситуацию. Предположительно, уже в сентябре депутаты Европарламента проголосуют за реформы в отношении использования лесной биомассы. Так, Комитет по окружающей среде одобрил поправку, согласно которой значительная часть древесины будет исключена из «зеленого» списка, то есть на нее перестанут распространяться государственные субсидии, выделяемые на развитие ВИЭ. Естественно, предлагаемая реформа (в случае ее принятия в окончательном виде) не ставит под запрет использование биомассы для выработки энергии. Граждане и предприятия спокойно могут использовать в этих целях дрова или древесные гранулы. Однако данный вид топлива лишится государственной финансовой поддержки. Парламентарии надеются на то, что таким путем будут высвобождены миллиардные суммы, которые могут пойти на поддержку реально «чистых» возобновляемых источников энергии. Или же на восстановление лесов. Субсидии сохраняются лишь в отношении «вторичной» древесины, такие как опилки и кора, идущие с деревоперерабатывающих предприятий. Этот вид топлива всё еще будет относиться к ВИЭ, а значит, здесь по-прежнему можно рассчитывать на субсидии (хотя совсем не исключено, что и эта льгота когда-нибудь также подвергнется пересмотру).

Впрочем, данная инициатива уже вызвала ответную реакцию со стороны крупных производителей древесных гранул. Причем, не только в Европе, но и в США (важном экспортере этого топлива для европейцев). Дело уже дошло до скандальных заявлений, в которых откровенно просматриваются лоббистские интересы представителей биоэнергетического бизнеса.

Как отмечают эксперты, производители «древесного» топлива пытаются убедить общественность в том, будто речь идет о рациональном использовании отходов лесозаготовки и деревопереработки, а значит, сжигание древесины не причиняет никакого экологического ущерба. Наоборот, такой подход якобы оправдан как раз с точки зрения экологии, поскольку так мы не только эффективно используем отходы, но также следим за состоянием лесов. Однако борцы за экологию считают, что людей просто-напросто вводят в заблуждение. Даже если бы в дело шли исключительно отходы, то и в этом случае, дескать, мы бы увеличивали выбросы углекислого газа.

На практике же ситуация выглядит еще хуже. Так, исследование прошлогодней давности показало, что безвредными действиями в данном случае могут быть только удаление небольших древесных остатков в виде ветвей малого диаметра, листьев, игл и т.д. На самом же деле производители гранул чаще всего работают с ЦЕЛЬНОЙ ДРЕВЕСИНОЙ (то есть используют срубленные стволы), что само по себе несет риск для биоразнообразия и для климата. Сжигание таких материалов не имеет ничего общего с нулевыми выбросами углерода.

Понятно, что в случае одобрения реформы деятельность производителей пеллет будет серьезно ограничена, поскольку возникнут новые «запретные зоны» для заготовки лесной биомассы. В настоящее время американские копании Drax  и Enviva, поставляющие в Европу древесные гранулы, вовсю используют древние (богатые углеродом)  леса юго-востока США. Параллельно они нацеливаются на относительно молодые лесонасаждения Британской Колумбии, а также рассчитывают на доступ к некоторым нетронутым лесным массивам Канады. Законодательные ограничения поставили бы эту отрасль на грань гибели. То же самое, отмечают эксперты, можно сказать о финской и шведской отрасли по производству лесной биомассы. В этих странах для указанных целей до сих пор вырубают первобытные леса. Причем, получая государственные субсидии по линии поддержки ВИЭ.

Конечно, защитникам лесов пока еще рано трубить о победе, поскольку окончательного решения не принято, а производители древесных гранул, судя по всему, без боя сдавать позиции не намерены. Тем не менее, настойчивость борцов за экологию в этом случае также умалять не приходится. В любом случае, экология становится серьезным яблоком раздора, вскрывая глубокие противоречия в западном обществе.

Николай Нестеров