Белок двойного действия

Российский научный фонд подвел итоги конкурса грантов «Проведение исследований на базе существующей научной инфраструктуры мирового уровня». В числе победителей конкурса – коллектив сотрудников Института цитологии и генетики СО РАН. Тема исследования – «Роль основного архитектурного белка хроматина – когезина в репарации разрывов ДНК» (№ проекта 23-74-00055) – важна не только с позиций фундаментальной науки, но и имеет большие перспективы прикладного аспекта.

Этот белок определяет архитектуру образования петель ДНК в клеточном ядре, ранее он уже становился объектом изучения генетиков ИЦиГ СО РАН. Ученым удалось придумать, как с помощью методов генной инженерии «отключить» когезин, но при этом сохранять клетку живой в течении достаточно долгого времени (стандартный способ нокаута белка в случае с когезином не дает нужного результата), и это открыло новые возможности для его изучения, в том числе – в рамках выигранного гранта.

Цель данного проекта – изучить влияние когезина на сохранение стабильности генома. «ДНК – довольно длинная молекула и время от времени она рвется, что очень плохо для клеток и организма в целом. В частности, такие разрывы могут вызывать онкологические заболевания», – рассказал руководитель проекта, ведущий научный сотрудник ИЦиГ СО РАН, к.б.н. Нариман Баттулин.

Собственно, с этим аспектом работы белка и связаны те самые перспективы данного исследования для прикладной науки. Перед учеными стоят задачи понять, как и почему происходят разрывы в цепи ДНК, как клетки борются с этими процессами и можно ли использовать когезин в качестве мишени для лекарственных препаратов при лечении онкологических заболеваний.

«Известно, что в процессе метастазирования раковых опухолей, ядра их клеток подвергаются механическому воздействию, когда они распространяются по организму, преодолевая межклеточное пространство. Согласно нашей гипотезе, когезин задействован в механизмах защиты клеточного ядра не только от разрывов, но и от таких механических воздействий. И если эта гипотеза подтвердится, то снижая уровень когезина в опухолевых клетках, можно сделать их более уязвимыми и тем самым снизить интенсивность распространения метастаз», — пояснил Нариман Баттулин.

Впрочем, ученый подчеркивает, что пока это только гипотеза, которую еще предстоит проверить в ходе проекта. На эту работу, согласно условиям гранта, у ученых есть четыре года и финансирование в размере 7 млн рублей ежегодно. Потом, в случае успешного результата, можно будет говорить о начале разработки собственно лекарственных препаратов, использующих этот эффект. Такая работа (вместе с циклом доклинических и клинических испытаний) также занимает несколько лет. И только в случае успешного прохождения всех этапов, результаты этой многолетней работы получат воплощение в практическом здравоохранении. Путь долгий и сложный, но, к сожалению, других вариантов современная наука предложить пока не может.