Интервью с заведующей сектором молекулярных механизмов старения Института цитологии и генетики СО РАН профессором Наталией Гориславовной Колосовой.
- Вы занимаетесь исследованиями механизмов старения, насколько это важно не только с точки зрения фундаментальной науки, но и медицины?
- Вы знаете, с научной точки зрения изучение того, что такое старение организмов, было актуальным всегда, а с медицинской оно по-настоящему важным стало в ХХ веке. Например, в XVII веке только 25% лондонцев дожили до 26 лет. Люди погибали от недоедания, от инфекций – людей буквально выкашивали эпидемии, они, в абсолютном большинстве, умирали, не доживая до возраста старческих заболеваний. Проблема борьбы со старением была не актуальной даже для правящих классов. В этом плане, например, начало массового использования мыла, мытье рук перед едой, то есть минимум гигиены, дало такой эффект профилактики болезней, какой не могло дать никакое лекарство, и соответственно это способствовало увеличению продолжительности жизни. Но главные перемены в этом плане начались уже в новейшее время.
Прогресс медицины в ХХ веке обеспечил увеличение положительности жизни людей в развитых странах. А со второй половины XX века важным направлением здравоохранения стало все, что связано с лечением заболеваний, связанных со старением, и снижение смертности от них.
В этой сфере также достигнуты большие успехи, в результате в западных странах неуклонно растет доля людей преклонного возраста, что ложится сильным бременем даже на самые развитые экономики. Выход видится в одном – в развитии медицины антистарения, которая нацелена на замедление процессов старения и профилактику развития связанных с ним заболеваний. Необходимое условие существенного продления периода здоровой жизни человека – выяснение фундаментальных механизмов старения и развития, связанных с ним заболеваний. Именно в этом направлении мы и работаем.
- Сегодня уже целым рядом исследований доказано, что самый эффективный способ обеспечить здоровое старение, активное долголетие лежит не в сфере медицины, а в здоровом образе жизни. Многочисленными исследованиями на животных самого разного уровня организации доказано, что самый эффективный и простой способ борьбы со старением – это ограничение калорийности питания и умеренные физические нагрузки. Но далеко не все этому простому способу склонны следовать. В силу этого, а также ряда других причин лекарства, направленные на замедление процесса старения, будут широко востребованы. Вы, насколько мне известно, в этой сфере успешно работаете. В предыдущей публикации мы с вами говорили о работе в области борьбы со старением академика РАН Владимира Петровича Скулачева , в том числе и о создаваемых им лекарствах, например, «Визомитине». Ваш сектор сотрудничает с академиком Скулачевым. Можно рассказать об этом подробнее?
- Как раз с «Визомитина» – «Капель Скулачева» (так и написано на флакончике с лекарством), мне бы и хотелось начать рассказ об этом. Их появление – результат его сотрудничества с нами. И здесь сошлись несколько факторов.
Первое, наличие у нас уникального объекта для экспериментов – созданной в Институте цитологии и генетики СО РАН генетической модели преждевременного старения – линии крыс «OXYS».
У этих животных признаки старения появляются очень рано, уже в три месяца у них можно наблюдать проявления ускоренного старения мозга – нарушения памяти и способности к обучению. Также в молодом возрасте у них развиваются катаракта и дистрофия сетчатки, аналогичная возрастной макулярной дегенерации у людей, заболеванию, которое становится основной причиной снижения и потери зрения людьми старше 60 лет. Второй фактор, исследовать офтальмологические заболевания у крыс «OXYS» мы смогли благодаря плодотворному сотрудничеству с уникальным специалистом – доктором медицинских наук, заведующей офтальмологическим отделением Областной клинической больницы Анжелой Жановной Фурсовой. Третье, на момент, когда академик Скулачев заявил о создании препарата, направленного на борьбу со старением, и необходимости проведения его испытания, мы уже были к этому готовы: крысы «OXYS» как модель преждевременного старения были охарактеризованы, результаты работы с ними были опубликованы в серьезных изданиях.
Поэтому на мой звонок В.П. Скулачеву с предложением о сотрудничестве последовало предложение буквально через день встретиться в Москве и обсудить детали. Так что «Визомитин» появился на свет благодаря тому, что действующее начало этих капель – митохондриальный антиоксидангт SkQ1 – был испытан на наших животных. Первые опыты были проведены летом 2005 года, а уже в 2011 году были зарегистрированы глазные капли «Визомитин». Сейчас этот препарат широко известен у нас в стране, его можно купить и в Новосибирске, и теперь идет работа по продвижению этого лекарства на иностранные рынки, в частности в США.
В данный момент мы продолжаем совместную работу над созданием «таблетки», действие которой будет комплексно влиять на процессы старения. По замыслу академика Скулачева она будет воздействовать на программу старения.
- А какие процессы старения вам удается приостановить уже созданным препаратом?
- Один из важнейших результатов наших исследований – выявление нейропротекторных свойств «ионов Скулачева», доказательство перспективности их использования для профилактики и, возможно, лечения болезни Альцгеймера, коррекции старческих изменений мозга. Это стало возможным благодаря тому, что сотрудниками нашего сектора было доказано, что у преждевременно стареющих крыс «OXYS» нейродегенеративные изменения в мозге развиваются по тем же механизмам, что и у людей с этим заболеванием. Результаты работы опубликованы в специализированном журнале (The Journal of the Alzheimer Disease). И работа в этом направлении продолжается.
- А если говорить об общей перспективе, цели вашей работы в направлении борьбы за старением?
- Это, в первую очередь, исследование фундаментальных молекулярно-генетических механизмов старения и оценка эффективности новых способов профилактики связанных с ним заболеваний. Так, недавно по просьбе профессора М. Благосклонного (MV Blagosklonny, Roswell Park Cancer Institute, USA), автора одной из популярных теории старения, мы оценили способность предупреждать преждевременное старение рапамицином – соединением, которое позиционируется в настоящее время как «миметик ограничения калорийности питания».
Результаты этой работы опубликованы в ведущих международных изданиях. Принята в печать и подготовленная совместно с коллегами из МГУ статья с доказательством уникальной способности «ионов Скулачева» снижать выраженность патологических изменений при саркопении.
Саркопения – это атрофическое дегенеративное изменение мускулатуры, снижение массы и силы мышц по мере старения организма. В нашем эксперименте животные начали получать препарат уже в глубокой «крысиной старости». В результате у них не только замедлилось развитие признаков саркопении, но и повысилась мышечная сила, а также улучшились гормональные показатели, формула крови и ряд других параметров. И это уже не профилактика, а лечение старения. Что пока никому не удавалось.
Что касается общего итога нашей работы в этом направлении, я бы сформулировала так: «Борьба со старением – это реальность».
Интервью Юрия Курьянова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии