Новосибирск сегодня имеет заметный потенциал развития, в первую очередь, благодаря не утраченной полностью возможности взаимодействия с наукой. И хотя это относится, главным образом, к оборонке, рецепты ускорения технологического развития имеют общий характер.
Почему мы, имея в прошлом передовые позиции в ряде отраслей, сегодня обходимся тем, что предлагают по сходной цене иностранные производители? Возможно, нам этот шестой уклад не особенно нужен? Доступность, прежде всего — финансовая, лучших образцов современных технологий отбивает охоту у наших производителей вкладываться в собственные технологии.
И Запад, и Восток нам в этом услужливо подыгрывают, оттесняя Россию все дальше на задворки технологического прогресса. Наше отставание в технологической сфере на 15-20 лет объективно обусловлено ориентацией на импорт не только продукции, но и самих технологий. Все это ошибка, ошибка, и еще раз ошибка. Покупая сегодня самую передовую готовую технологию, мы сами закладываем этим минимум 15 лет отставания.
Компания, которая «поделилась» своей технологией, все это время работала над ее совершенствованием. А купленная нами технология должна будет вырабатывать свой ресурс еще 25-30 лет, чтобы окупить затраты на ее приобретение. Так называемый «доступ к новейшим технологиям» это иллюзия. Пример — автопром в Китае. Все автомобили, выпускаемые китайскими заводами, на шаг отстают от новых западных моделей. Поэтому Китай вкладывает огромные средства в науку и собственные технологии. И только поэтому уже продает свои авто в России.
У нас осталась одна опора — оборонка, где использовать чужое часто бывает себе во вред. Соединим науку с оборонкой — получим выход в собственные гражданские технологии.
Правительство, если оно действительно заинтересовано в стимулировании инновационного производства, должно по-хозяйски относиться к тому, что имеет наша страна. Я не против приобретения передовых технологий у тех стран, которые их могут предложить. Но надо же понимать, что в условиях жесточайшей конкуренции на рынке это предприятие с самого первого шага должно быть заинтересовано в научно-технологической поддержке. Без этого лавры «передового» будут служить ему 2-3, от силы 5 лет.
В Новосибирске на наших глазах стареет вполне современное на момент открытия предприятие «Лиотех». Но прошло уже пять лет, конкуренты не дремлют, и без научно-технологической поддержки предприятие рискует так и не занять достойное место на рынке востребованной высокотехнологической продукции.
В мире все успешные компании имеют свои исследовательские центры. В той же Корее все крупные университеты находятся «на содержании» крупных компаний. Так они экономят на задельных исследованиях, перенося центр тяжести доведения до технологий на свои исследовательские центры. У нас же правительство качнулось в сторону технопарков. Для передовых в технологическом отношении стран это пройденный этап. Технопарки нужны для развития сектора мелкого бизнеса, без которого риск сесть на «иглу» импорта тоже очень велик.
Кроме того, надо знать, как работают индустриальные гиганты. Они выпускают конечную продукцию, которую мы видим в магазинах, на стройках, в заводских цехах. А вот комплектующие для них производят тысячи мелких (вплоть до семейных) предприятий. Это важнейший фактор технологической мобильности. Ничего уже изобретать не надо.
Я бы вернулся к советской системе, когда всякое министерство отчисляло 2% от оборота на прикладные исследования. Их нельзя было потратить ни на что другое, кроме как на исследования и разработки, но для конкретных предприятий. Надо вернуться к советским временам, когда в науке на рубль заработной платы приходилось 4-5 руб. прочих затрат. Это соотношение — фактор развития любого исследовательского института. У науки тоже есть свои технологии добывания знаний. Они должны развиваться опережающими темпами. Только тогда наука будет представлять интерес для промышленности высоких технологий.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии