В поиске причин слепоты

Победителем очередного конкурса Геронтологического общества РАН на лучшую работу среди молодых ученых стала сотрудница ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН», к.б.н. Дарья Телегина. А в сентябре 2018 года результаты этой работы были озвучены автором на международной конференции Aging and Rejuvenation Conference в Риме, где также вызвали интерес у ее участников.

Дарья Викторовна работает в лаборатории молекулярных механизмов старения под руководством д.б.н. Наталии Гориславовны Колосовой. Сотрудники лаборатории изучают процессы преждевременного старения и связанных с ним заболеваний, используя в качестве генетической модели линию крыс OXYS.

Наша справка. Линия крыс OXYS была создана в ИЦиГ под руководством академика Р.И. Салганика еще в 1970-е годы. Изначально направленную селекцию крыс Вистар вели по признаку ранней спонтанной катаракты, которую провоцировали обогащенной галактозой диетой. Но в дальнейшем выяснилось, что вместе с этим заболеванием крысы унаследовали синдром преждевременного старения и целый комплекс других возраст-зависимых заболеваний – возрастная ретинопатия, остеопороз и др. Это главная причина, почему крысы этой линии остаются подходящей генетической моделью исследования механизмов старения на протяжении почти полувека.

В представленной на конкурсе работе шла речь об изменении ретинального пигментного эпителия сетчатки у крыс OXYS с развивающейся ретинопатией. 

Это заболевание является аналогом возрастной макулярной дегенерации у людей (ВМД) – главной причины потери зрения в индустриально развитых странах. Проявляется оно в том, что с возрастом у людей снижается четкость зрения, вплоть до полной его утраты. Использование крыс в качестве модели позволяет ученым изучать механизмы развития этого заболевания, начиная с самой ранней, доклинической, стадии и до завершающих этапов, приводящих к слепоте.

В настоящее время основное внимание исследователей сосредоточено как раз на ранних стадиях развития ВМД. Лишь досконально изучив его патогенез, считает Дарья Телегина, можно разрабатывать эффективные терапевтические подходы. Правда, на данный момент эффективным результатом считается только возможность приостановить развитие болезни, максимально сохранив пациенту зрение. Обратить ее ход не представляется возможным, поскольку в сетчатке не происходит нейрогенеза (образования клеток) в течение большей части жизни организма.

Следующим шагом будет поиск способов предотвратить развитие этого заболевания (или отодвинуть его возникновение на более поздние сроки). И здесь также не обойтись без исследований генетических механизмов возникновения и развития ВМД, которые проводят в лаборатории молекулярных механизмов старения.

Да и в вопросе необратимости его последствий точку ставить еще рано, считают ученые. Сейчас они занимаются изучением того, как развивается сетчатка и проходят процессы нейрогенеза у крыс в ходе раннего постнатального (прим. – после рождения) развития. Возможно, именно в ходе этого поиска будут получены результаты, которые позволят пересмотреть это утверждение.

Георгий Батухтин