Промышленная модернизация начинается с земельного вопроса

О том, что легендарный для Новосибирска завод «Сибсельмаш» попал в число банкротов, знает практически любой житель города. Событие, согласимся, неординарное. Почти две тысячи горожан в результате банкротства завода лишились работы. Возможно, в масштабе страны и даже в масштабе области – цифра не такая уж внушительная. Однако в масштабе отдельно взятого городского района потеря такого количества рабочих мест безболезненно не проходит. Но главное, сама тенденция банкротства знаковых предприятий  вынуждает местных руководителей серьезно относиться к данному прецеденту. Даже бывший губернатор НСО Виктор Толоконский по этому поводу с трагической нотой в голосе заметил, что он не хотел бы войти в историю региона как губернатор, при котором погибло такое предприятие.

Подоплеку этого события в данном случае обсуждать бессмысленно, тем более что в местных СМИ на эту тему сказано немало.

Вопрос: «Почему так произошло?» – на сегодняшний день не столь важен. Важнее понять, что со всем этим делать, чем восполнить потерю серьезного предприятия, чем занять опустевшую промышленную площадку. И найти правильное решение предстоит теперь не кому-нибудь, а руководству Новосибирска.

Больше, как выясняется, заниматься этим практически некому. Тут вам не Пикалево, и ждать приезда президента бессмысленно. Завод работал, как все мы знаем, на нашу оборонку, делал снаряды. И если теперь его продукция государству не нужна, то это становится не государственной, а местной проблемой.  Тем более – что особенно важно – мэрия Новосибирска оказалась одним из серьезных кредиторов, в ведении которого находятся большие куски земельной недвижимости на территории завода. Так что хочешь, не хочешь, а принимать какое-то решение придется.

На Ленинской промплощадке есть вся необходимая инфраструктура – инженерные сети, собственные котельные, подъездные пути В целом ситуация выглядит так. По словам начальника департамента по науке, инновациям и предпринимательству Александра Люлько, «есть большая площадка – площадью более двухсот гектаров. Место довольно интересное. Практически, там есть вся необходимая инфраструктура – инженерные сети, собственные котельные, подъездные пути. Рядом находится железная дорога. Тут же находится большой жилой массив, где можно найти немало квалифицированных кадров с опытом работы на промпредприятиях.  Есть школы, больницы».  К сожалению, основная часть этой промплощадки находится, по его словам, в плачевном состоянии. Остальная часть – по инициативе Управляющей организации от «Ростехнологий» – роздана различным арендаторам, которые, естественно, никаким образом не отражают промышленный потенциал города и региона в целом.

Теперь мэрия Новосибирска ставит задачу оживить это место, создав здесь современный  производственный кластер. Именно современный, что в нашем случае принципиально важно. Задача, скажем откровенно, амбициозная и в каком-то смысле совсем не типичная для того стиля управления, что когда-то сложился в руководящих структурах города. Если идти в устоявшемся русле подходов к экономике, то руководителям города было бы намного проще, что называется, «не парить» голову по этому поводу. Достаточно вести торг с должником, а что будет на этом месте, на этой территории – дело десятое. Найдется желающий взять эту землю – хорошо. Может, чего-то и удастся «отжать». Не найдется – не велика потеря. Именно так воспринимали ситуацию в течение многих лет. Мало ли в городе таких случаев, когда в производственных или научно-исследовательских корпусах появлялись непонятно какие склады, офисы, магазины, автомойки, автосервисы  и всякие мелкие полукустарные предприятия и мастерские.

Идя тем же путем, можно, конечно, со временем наполнить промплощадку «Сибсельмаша» такими же складами и автомастерскими. Как говорится, свято место пусто не бывает. Были бы корпуса, а кустари найдутся. Однако согласуется ли такой подход с обликом Новосибирска как интеллектуального и производственного центра Сибири?

Новое руководство города  в настоящее время пытается изжить устоявшиеся подходы, делая ставку как раз на имеющийся у нас интеллектуальный потенциал и на привлечение инвестиций в реальный экономический сектор.

В принципе, стратегия совершенно простая и понятная. Но только в теории. На практике же приходится сталкиваться с неразберихой, порожденной двадцатилетней политикой наплевательского отношения к собственным производителям. При желании совсем не трудно составить внушительный список современной продукции, которую можно выпускать в городе – на той же самой промплощадке «Сибсельмаша». Было бы желание. Изучить рынок, найти и привлечь инвестора, оказать содействие открытию производства – это всё, скажем так, вопросы технические.

Калуга успешно работает с такими всемирно известными  компаниями, как «Вольво», «Фольксваген», «Мицубиси». А чем Новосибирск хуже? Мэрия сегодня изучает успешный опыт других городов страны по привлечению инвесторов. Например, Калуга успешно работает с такими всемирно известными  компаниями, как «Вольво», «Фольксваген», «Мицубиси». А чем Новосибирск хуже? В общем-то, ничем. Просто долгие годы чиновникам на такое сотрудничество было, грубо говоря, откровенно наплевать. Но сегодня идти тем же курсом никак не получится, иначе деградация станет неотвратимой по всем направлениям, включая и состояние человеческого капитала (мы уже реально рискуем потерять высококвалифицированные кадры).

Таким образом, на территории почившего «Сибсельмаша» мы в состоянии получить что-то новое и вполне достойное. Правда, пока ее внешний вид воодушевления не вызывает. Запущенность налицо. Но это еще не так страшно. Страшнее то, что площадка запущена не только в физическом, но и в юридическом смысле. И это – настоящие авгиевы конюшни, которые новосибирской мэрии придется разгрести прежде, чем привлечь сюда инвестора.

Как выясняется теперь, разного рода деятели, выжимавшие из производственных фондов предприятия всё самое ценное, абсолютно не заботились о корректном оформлении прав на недвижимое имущество. Огромная часть земли вообще никак не оформлена. И до тех пор, пока этот бардак сохраняется, ни один вменяемый инвестор не рискнет создавать здесь что-либо серьезное.

Перед мэрией, по большому счету, стоят тут два вопроса – это земельный вопрос и вопрос коммуникаций. С коммуникациями все понятно. Муниципалитет, например, может взять на себя ответственность за состояние транспортной инфраструктуры, за  организацию подъездных путей. Но земельный вопрос является здесь ключевым. Не решив его, любые вложения в инфраструктуру будут тщетными.  Весь этот клубок предстоит распутать в ближайшее время, четко разобравшись с правами на земельную собственность.

Отрадно, кстати, осознавать тот факт, что мэрия наконец-то обратилась к земельному вопросу, поняв его принципиальное значение для развития экономики. Ведь, подчеркну еще раз, долгое время на неразбериху в вопросах землепользования просто закрывали глаза. И это несмотря на то, что уже давно доказано решающее влияние легального, надлежаще оформленного землевладения на экономическую активность населения, на инвестиционный климат. До понимания таких вещей в самом деле нужно было дорасти.

Помню, как еще в 2008 году один новосибирский предприниматель пытался донести эти простые истины до руководителей города. Он даже отправил начальнику департамента имущественных и земельных отношений книгу  Эрнандо де Сото «Загадка капитала» всемирно известного авторитета в этой области. Книга, похоже, влияние на состояние умов не оказала. И надо было дождаться банкротства крупного, знакового предприятия, чтобы наконец-то начать относиться к этим вопросам серьезно. Будем надеяться, что обновление промлощадки станет для города первой ласточкой серьезных перемен.

 

Олег Носков