Полвека на гребне волны информационной революции

В июне этого года Институт вычислительной математики и математической геофизики (ИВМиМГ) СО РАН отметил свой полувековой юбилей. Он был основан в 1964 году как Вычислительный Центр (ВЦ) СО АН СССР и современное название получил в 1997 году. Историю Сибирского отделения невозможно представить без Вычислительного Центра, который стал одной из «визитных карточек» Академгородка. С ВЦ связана и биография, творческий путь, научные достижения целого ряда выдающихся ученых. Среди них нужно в первую очередь выделить плеяду директоров ВЦ (ИВМиМГ). Это академики Гурий Иванович Марчук, Анатолий Семенович Алексеев, Борис Григорьевич Михайленко и член-корреспондент Геннадий Алексеевич Михайлов.

История Вычислительного Центра Сибирского отделения – это яркое подтверждение роли личности ученого в науке, того факта, что настоящим организатором науки может быть только подлинный ученый. Возможно, эти истины не нужно было бы лишний раз вспоминать, если бы не идущая сегодня реформа Академии наук, которую президент РАН академик В.Е. Фортов  назвал самой решительной за  все 300 лет существования Академии наук. Недавно был сделан еще один шаг в деле реформирования РАН, и он носит, мягко говоря, неоднозначный характер. В Государственную Думу внесен правительственный законопроект о необходимости отставки директоров (и их заместителей) научных институтов РАН, которым исполнилось 65 лет. По достижении этого возраста любой руководитель будет обязан покинуть свой пост с переводом на должность, соответствующую его квалификации. По оценкам экспертов, если этот закон примут, из более чем 800 директоров научных институтов РАН придется менять более 400 человек плюс примерно 2000-2500 заместителей. Согласно проекту закона все это надо сделать за 90 дней.

Абсолютно нереально провести такую «кадровую революцию» в такой короткий срок. Возможно, на это и расчет, и в креслах директоров научных институтов могут оказаться «эффективные менеджеры», присланные из Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

Если это так, то их главная задача будет состоять не в управлении наукой, а в «эффективном» распоряжении  собственностью научных институтов.

Между тем личность руководителя научного института имеет критически важное значение для его развития, периодизацию истории многих научных институтов часто можно вести по их руководителям. Это в полной мере относится и к истории ВЦ СО РАН. В разговоре с ученым секретарем ИВМиМГ СО РАН Михаилом Александровичем Марченко мы кратко вспомнили эти вехи, связанные с именами директоров ВЦ за минувшие полвека.

Академик Б.Г. Михайленко, член-корреспондент Г.А. Михайлов, академик А.С. Алексеев, академик Г.И. МарчукВ 60-е годы ХХ века мировая и советская наука вступили в новый этап своего развития. Он был связан с началом «информационной революции», которая за минувшие полвека кардинально изменила не только техносферу и производство, но мощно вторглась в культуру, быт и образ жизни людей. Информационная революция изменила и науку. Если раньше по отношению к точным и естественным наукам была верна поговорка: «Во всякой науке столько науки, сколько в ней математики», то теперь эта максима должна звучать иначе: «Во всякой науке столько науки, сколько в ней вычислительной математики и вычислительной техники». Сегодня это очевидно, но в 60-е годы минувшего века, когда эта тенденция еще только зарождалась, не всем было дано ее осознать. Но отцы-основатели новосибирского Академгородка М.А. Лаврентьев и С.Л. Соболев смогли это сделать. Именно академики Лаврентьев и Соболев вместе с членом-корреспондентом Г.И. Марчуком стали основателями Вычислительного центра СО АН. А Гурий Иванович Марчук стал его первым директором. И можно сказать, что с тех пор ВЦ находится на гребне волны информационной революции.

Первый директор ВЦ СО АН был выдающимся организатором науки и под его руководством ВЦ стал настоящей «кузницей кадров». И образцом был сам Марчук, оставаясь директором ВЦ, он, будучи уже академиком, в 1975 году становится председателем Президиума СО АН и вице-президентом АН СССР. В 1980 году Марчук занимает пост первого заместителя Председателя Совета министров СССР, председателя Государственного комитета СССР по науке и технике. В 1986 году он был избран президентом АН СССР.

Но Марчук был не только организатором науки, но и одновременно выдающимся ученым. У него был поистине «ренессансный» круг научных интересов: вычислительная математика, численные расчеты ядерных реакторов, физика атмосферы и океана, перенос излучения в атмосфере, математическое моделирование экологических процессов в окружающей среде, в иммунологии и медицине, вопросы изменения климата, проблемы загрязнения планеты и сохранения генофонда планеты и генетического разнообразия.

Причем первый директор ВЦ и последний президент АН СССР был не только выдающимся теоретиком науки, но и воплощал свои разработки на практике. Марчук – один из разработчиков ядерного оружия, создатель уникальных реакторов для атомных подводных лодок, программных комплексов для прогноза погоды.

 Еще в начале 60-х годов издается монография Гурия Ивановича, посвященная методам расчета атомных реакторов, а в тот период, когда он возглавил ВЦ, фокус его научных интересов сместился в область физики атмосферы и океана. Для развития этого научного направления первый директор ВЦ пригласил из Москвы ряд уже хорошо известных тогда специалистов в этой сфере: И.В. Бута, Л.Н. Гутмана, Г.П. Курбаткина, А.С. Марченко. Но упор был на развитие собственного научного кадрового потенциала. И успешному решению этой задачи способствовало то, что  уже первоначальный коллектив ВЦ состоял из первоклассных специалистов. На его основе, в частности, была сформирована Сибирская школа информатики – отдел программирования под руководством Андрея Петровича Ершова. Академик А.П. Ершов был одним из основателей теоретического и прикладного программирования в нашей стране, одним из первых советских программистов и создателей программ для отечественных ЭВМ, автором первого советского учебника по информатике, основателем учебной дисциплины «информатика». В 1990 году отдел программирования выделяется из ВЦ в качестве Института систем информатики, который получает имя А.П. Ершова. И ученых подобного масштаба в ВЦ было немало. Поэтому вполне закономерно, что  более 30 сотрудников ВЦ стали директорами академических институтов и других научных учреждений, на базе ВЦ было создано более 10 кафедр в НГУ и других вузах Новосибирска. При этом ВЦ щедро поставлял кадры в другие города – Красноярск, Иркутск, Омск, Хабаровск, Алма-Ату, целый ряд сотрудников ВЦ переезжал на работу и в Москву. При этом уже вскоре после своего основания ВЦ стал крупнейшим в стране машинным парком коллективного пользования, намного превзойдя мощности других академических институтов и университетов. А если говорить о научных достижениях сотрудников ВЦ, то только для их перечисления потребовалась бы отдельная статья.

С 1980 по 1998 год Вычислительный Центр возглавлял академик Анатолий Семенович Алексеев. Это было время бурного развития вычислительных наук и технологий и в тот же период радикальных общественных перемен, которые довольно болезненным образом задели советскую науку, которая в 90-е годы стала российской. И главное достижение этого периода состоит в том, что ВЦ, созданный здесь коллектив, сформировавшиеся научные школы удалось сохранить, несмотря на определенные потери, похоже,  неизбежные при таких радикальных переменах.

Впрочем, можно сказать, что ВЦ прошел «зону турбулентности» с гораздо меньшими потерями, чем ряд других институтов СО РАН и быстрее смог приспособиться к  новым социально-экономическим реалиям. В 1997 году ВЦ был переименован в Институт вычислительной математики и математической геофизики, однако бренд «Вычислительный центр» по прежнему помнят в нашей и мировой науке. Это уже вписано в историю.

При этом, ведя ВЦ по бурным волнам преобразований, его директор А.С. Алексеев одновременно внес большой вклад в развитие науки. Он разработал основы междисциплинарных исследований процессов и явлений в науках о Земле, создал многодисциплинарную модель «интегрального» предвестника землетрясений, развил методы активной сейсмологии и вибрационного просвечивания Земли, автоматизации машинной обработки геофизических данных. В 1982 году академик Алексеев получил Государственную премию СССР за лучевой метод расчета волновых полей.

Короткий период в 1998-1999 году ИВМиМГ возглавлял член-корреспондент РАН Геннадий Алексеевич Михайлов, который в научном плане известен в первую очередь как основатель признанной во все мире школы по методам Монте-Карло, ее деятельность не раз была поддержана грантами Президента РФ.

С 1999 и по настоящее время директором ИВМиМГ является академик Борис Григорьевич Михайленко – признанный специалист в области математического моделирования и создания новых численных методов решения задач геофизики, автор открытия «нелучевых» поперечных сейсмических волн. Впрочем, период руководства Б.Г. Михайленко – это сегодняшний день ИВМи МГ и это будет темой отдельной статьи.

В заключении один простой вывод: история ВЦ СО РАН – подтверждение того, что лучше всего руководство наукой получается у того, кто сам движет науку вперед. Но захотят ли это понимать те, кто сегодня «решительно реформируют» российскую науку?

 

Юрий Курьянов