Измерительная революция

Новая научно-техническая революция неуклонно дает о себе знать - несмотря на то, что для многих из нас она пока еще происходит незаметно. Тем не менее, в профессиональных кругах ее плоды уже дают конкретные результаты. Примерно полтора года назад мы писали о том, что новые измерительные системы и средства наблюдения открыли перед учеными возможности, не снившиеся их предшественникам еще лет пятьдесят назад. По сути, со времен Галилея наука получила очередной мощнейший толчок к расширению горизонтов познания мира.

Однако революционные перемены коснулись не только научного инструментария. Производственную сферу также ждут перемены. Дело в том, что за последние десять-двадцать лет произошла настоящая революция в области измерений. Появились новейшие информационные системы, формирующие пространственные модели объектов в виде облака точек.  Причем такие модели создаются теперь с невиданной ранее скоростью и точностью – примерно в десятки раз быстрее (иногда достаточно пяти часов на создание модели), и обходится они как минимум в два раза дешевле.

По мнению специалистов, есть целые отрасли, заинтересованные в использовании таких точных пространственных моделей. Например, горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность, строительство и архитектура, дорожное строительство и т.д. В указанных отраслях точные измерения играют решающую роль, поскольку являются главным элементом оценки качества. И если реализовать здесь новые технологии информационного моделирования, то экономический эффект не заставит себя ждать и составит как минимум 10 – 15%.

Самое важное, что подобные модели содержат буквально все необходимые измерительные параметры, что позволяет осуществлять сплошной контроль в любой точке объекта. Так, модели, используемые при проектировании и строительстве зданий и сооружений, позволяют не только осуществить необходимые конструктивные расчеты, но также рассчитать сметную стоимость объекта, оперативно реагировать на все изменения, вносимые в проект, а после выполнения строительных работ использовать информационную модель в целях управления объектом и его эксплуатации.

Казалось бы, преимущества здесь очевидны, и технологии эти достойны того, чтобы переходить на них повсеместно – благо, у нас уже есть толковые специалисты в данной сфере (в том числе – и в Новосибирске). Однако перестройка идет пока еще достаточно медленно, особенно в тех отраслях, где сплошной информационный контроль очень желателен.

Например, в строительстве зданий и в строительстве дорог. Не секрет, что застройщики часто сталкиваются с проблемой точного расчета сметной стоимости (особенно при комплексной застройке), которая зависит не только от стоимости строительных материалов, стоимости услуг подрядчиков и стоимости транспортных перевозок, но также от уровня организации всего цикла работ. Малейшее изменение, вносимое в проект, также ведет к изменению целого ряда цифр.  Информационные модели позволяют оптимизировать данный процесс, повысить уровень контроля.

В общем, «измерительная» революция должна быть (по логике вещей) просто манной небесной для тех, кто отвечает за строительство. На самом деле именно в этих кругах новая технология встретила прохладное отношение. Почему? Как ни покажется странным, но как раз возможность сплошного информационного контроля и вызывает настороженность.

То есть абсолютная прозрачность расчетов снижает привлекательность новых измерительных систем. Как пояснил проректор по научной и инновационной деятельности Сибирского государственного университета геосистем и технологий (СГУГиТ) Владимир Середович, так уж сложилась структура нашей экономики, что подобной информацией должен обладать только тот,  кому знать «положено» по статусу и положению. И  круг таких «посвященных» расширяться не должен. И это несмотря на то, что данная информация касается всех граждан, поскольку здесь заложены и наши налоги, и бюджетные деньги.

Прежде всего, данная проблема касается дорожного строительства. Несмотря на клятвенные заверения в том, что здесь будет осуществляться полный контроль за расходованием средств и качеством выполненных работ, ничего подобного пока не происходит. По словам Владимира Середовича, нормативные документы совершенно не предусматривают использования новейших методов, и их никто даже не разрабатывает. А если что-то подобное и происходит, то этим, как правило, занимаются люди некомпетентные, малосведущие в современных прогрессивных технологиях. Что касается расходования средств, то поскольку чаще всего речь идет о казенных деньгах, то руководители, ответственные за состояние дорог, смотрят на расходы сквозь пальцы. Например, толщина дорожного полотна оценивается по одной вырубке на три тысячи квадратных метров. Говорить в данном случае о научном подходе, об объективности,  не приходится. Вероятность такой оценки, считает Владимир Середович, ничтожна. Однако за такую работу платят большие деньги. И войти в эту отрасль с новыми идеями достаточно сложно.

Что мы имеем на практике? Часто происходит так: по проекту затраты должны составить, к примеру, два миллиарда рублей. Но реальные затраты вырастают раза в четыре. На вопрос: кто здесь виноват? – кивают в сторону подрядчиков. На самом же деле мы имеем дело с некачественным проектом, с небрежной работой на этапе сбора данных, объясняет Владимир Середович.

Как раз новые технологии позволяют всё это исключить и значительно повысить уровень проектирования. Соответственно – исключить подобные «сюрпризы» с многократным удорожанием стоимости возводимых объектов. И чтобы изменить ситуацию, нужно только принять несколько нормативных документов. Причем, дело не столько в сложности их разработки. Главная проблема – найти адресата, заинтересованного в их принятии.

Не вдаваясь в политическую оценку ситуации, отметим только один принципиально важный момент. В свете сказанного становится совершенно ясным, что борьба с коррупцией и разбазариванием бюджетных средств имеет не только юридическую составляющую, но и техническую. Степень этой борьбы, безусловно, прямо пропорциональна готовности представителей тех или иных инстанций шагать в ногу со временем, содействовать внедрению новейших технологий, в том числе – систем информационного моделирования, особенно в таких сферах, где коррупционная составляющая крайне высока.

Кстати, в мэрию Новосибирска еще весной поступило предложение от специалистов по информационному моделированию внедрить современную систему оценки качества дорог. Как мы понимаем, готовность городских чиновников содействовать внедрению данной системы будет наилучшим показателем их подлинного отношения к бюджетным средствам. Ответа, к сожалению, специалисты пока не получили. Но будем надеяться, что конструктивный диалог всё же состоится.

Олег Носков