Огонь и экология


Новосибирские специалисты настаивают на необходимости заниматься технологиями сжигания твердых бытовых отходов вместо обычной сортировки
20 февраля 2017

«Сжигать, и никаких гвоздей!» - так можно перефразировать известную строку из Маяковского применительно к вопросу об утилизации мусора. Ученые говорят об этом давно, но до властей начинает доходить это только сегодня. И, к сожалению, не везде.

В Новосибирской области решили идти, что называется, проторенным путем – путем строительства новых мусороперерабатывающих заводов (по уходящим зарубежным технологиям, разумеется). Цена вопроса составляет несколько миллиардов рублей. Естественно, никаких консультаций с профильными специалистами не проводилось, а прежний не совсем удачный опыт (Мусороперерабатывающий завод № 2) публично никак не обсуждается и не оценивается. Зато обеспокоенной общественности можно предъявить веский довод в пользу очередной покупки зарубежных технологических линий. Полигоны-де переполнены, проблема назрела, народ волнуется, а потому данное решение властей воспринимается многими из нас как реальная и долгожданная попытка решить-таки проблему переполненных полигонов.

Вот только вопрос – решается ли эта проблема таким способом? Или только усугубляется?

Подчеркиваю, что в Новосибирске есть специалисты, которые десятилетиями занимаются проблемой утилизации ТБО. Как утверждает директор ООО «Огневая технология» Геннадий Багрянцев, заводы по переработке мусора проблему с мусорными свалками никак не решают, а в чисто экономическом плане только увеличивают нагрузку на бюджет в силу очень низкой рентабельности. Рассуждения десятилетней давности о том, будто бытовые отходы представляют для нас некий Клондайк, якобы способный обогатить инвестора, оказались утопией. Так, реальная десятилетняя практика показала, что действующий в Новосибирске завод по переработке мусора способен забрать только 8-10% перерабатываемых отходов. Остальное приходится возвращать обратно на свалку.

«Мы рассмотрели, - говорит Геннадий Багрянцев, -  все подобные сортировочные заводы, действующие в России. В среднем они отбирают лишь 10 – 15 процентов мусора. Такой же обзор делал и наш министр по экологии. Рассмотрено было 39 предприятий. Причем, здесь надо понимать, что даже при отборе в 20 процентов вы выйдете только на нулевую рентабельность. Об этом, в том числе, говорят и расчеты экспертов ЕС».

Иначе говоря, работа мусороперерабатывающих заводов в обязательном порядке потребует дополнительного вливания бюджетных средств. И это при том, подчеркиваю, что проблема со свалками по большому счету всё равно не будет решена. Мусор, так или иначе, будет накапливаться – со всеми вытекающими последствиями для экологии и здоровья людей.

Но это еще не всё. Сама технология переработки оставляет желать лучшего. Мусор, поступающий на заводы, осеменен различными болезнетворными микроорганизмами. Поэтому работа с ним требует специальных защитных средств. Извлекаемые из этого «Клондайка» полезные вещества (например, металл или пластмасса) приходится обеззараживать. А это требует, со своей стороны, применения специальных методик, что также сказывается на себестоимости. Например, извлекаемые материалы нужно стерилизовать горячей водой (иначе в грязном виде их никто не примет). Здесь не только возникают дополнительные материальные расходы, но появляются еще и новые ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА. Некоторые компоненты необходимо к тому же довести до определенной «кондиции», чтобы они соответствовали определенным качественным параметрам. И как показали исследования, мусороперерабатывающие заводы сами становятся источниками вредных выбросов.

Как же тогда осуществлять утилизацию ТБО? Геннадий Багрянцев объясняет это следующим образом: «Изучив порядка четырех тысяч видов отходов – как промышленных, так и бытовых  - мы пришли к выводу, что мусор надо принимать без разборки и тут же сжигать. Вся органика сгорит, останется зола и металл – без всяких бацилл. То есть фактически мы имеем дело со стерильным материалом, не требующим никакого специального обеззараживания. Дальше металл легко отбирается с помощью магнита. Остается чистая зола, которую можно направлять на изготовление бетонных изделий. В итоге получается практически безотходное производство: приходят отходы, выходят – продукты. Тепло, получаемое при сгорании, - это тоже продукт».

Естественно, возникает вопрос: насколько такая технология безопасна, не загрязняет ли сжигание мусора атмосферы? На обывательском уровне циркулируют именно такие негативные представления. И честно скажем, они всячески подогреваются и распространяются деятельностью разных гражданских активистов, выступающих в роли борцов за экологию. Поэтому любые предложения заняться сжиганием мусора сразу же принимаются в штыки. Мол, не надо нам тут создавать вредные предприятия! Этой безграмотностью населения как раз и пользуются руководители, принимающие, как мы показали, не самые лучшие решения по утилизации мусора.

На самом же деле, когда мы говорим о сжигании ТБО, речь идет о СОВРЕМЕННЫХ технологиях, где как раз учтен именно этот экологический аспект. Данная технология, в частности, предполагает двухстадийный процесс сжигания, при котором диоксины (самые опасный компонент выбросов) распадаются под воздействием высоких температур (выше тысячи градусов Цельсия). Мусор сжигается в специальных вращающихся печах, а дальше происходит так называемый процесс дожигания полученных газообразных продуктов. «Диоксины, – разъясняет Геннадий Багрянцев, - это тоже органические соединения, по сути – продукты неполного окисления. И при дожигании они, условно говоря, доокисляются. При таком режиме диоксины практически исчезают».

Разумеется, нашим ученым пришлось провести массу исследований, чтобы найти правильные режимы экологически безопасного сжигания мусора. Чем лучше налажен этот процесс, тем выше уровень газоочистки, подчеркивают специалисты. Еще один интересный момент: как показали проведенные исследования, диоксинов полным-полно в «свежем» мусоре – в том, который ежедневно вываливается на свалки. И в процессе сжигания, уточняет Геннадий Багрянцев, диоксины не только не образуются, наоборот - они уничтожаются. Причем, разработчики сознательно ориентировались на экологические нормы ЕС, измеряя выбросы прямо из трубы (а не на границе санитарно-защитной зоны, как принято по российским нормативам).

И самое важное: данной технологией давно уже заинтересовались в Южной Корее и в Китае. Недавно наши разработчики обсуждали возможности ее внедрения с чиновниками республики Казахстан. В принципе, мир в плане утилизации мусора с определенных пор явственно переходит на «горячие» методы. Наши ученые, как всегда, идут здесь в ногу со временем. Чего (опять же как всегда) не скажешь о наших чиновниках.

Олег Носков