«Мы стали первыми в России»

Интервью с директором департамента энергетики и ЖКХ концерна «Сибирь» Виктором Головкиным

- Виктор Владимирович, концерн «Сибирь» несколько лет назад построил собственный энергоблок для снабжения теплом и электричеством нового высотного микрорайона в Первомайском районе Новосибирска. Что собой представляет ваш энергетический объект в чисто техническом плане, каковы его общие параметры?

Наша станция работает по принципу комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Основной вид продукта – это, конечно же, электрическая энергия. В качестве основного оборудования у нас имеется пять газопоршневых машин установленной мощностью по два МВт каждая. Плюс – два дизельных генератора, обеспечивающих резервирование. Каждый из них – мощностью по 1,6 МВт. То есть суммарная мощность электрической станции – 13 МВт.

Если говорить про тепловую составляющую, то здесь  установлено пять котлов: два – по 11 МВт, два – по пять МВт, и один котел – 16 МВт. То есть суммарная установленная мощность тепловой станции – вместе с утилизационной составляющей – выходит порядка 60 МВт.

Таким образом, основные характеристики нашего энергетического объекта: 13 МВт электрической энергии и 60 МВт – тепловой.

- Каков принцип работы станции?

Принцип работы станции следующий. Как я уже сказал, основной вид деятельности – это выработка электрической энергии. Тепловая энергия производится по следующему принципу: сетевая вода возвращается от потребителя и проходит через систему утилизации на машинах. С каждой машины мы снимает тепло с трех точек – это и система охлаждения машины, система охлаждения масла машины и система удаления дымовых газов машины. После того как теплоноситель прошел через эти три системы и снял тепло,  он уходит в котельную, где на пиковых котлах догревается до необходимой температуры. После чего это тепло отправляется потребителю. КПД данной станции варьируется от 96 до 98 процентов.

- Оборудование у вас полностью импортное или есть что-то отечественное?

Основное оборудование у нас представлено четырьмя производителями. Электрические машины – американского производства. Котельное оборудование – из Германии. Горелки на этих котлах – итальянские. Всё остальное вспомогательное оборудование – задвижки, затворки, теплообменники – на 90% отечественного производства.

Когда мы проводили подбор оборудования, то в первую очередь интересовались техническими характеристиками, а потом уже сопоставляли производителей, способных обеспечить такие характеристики.

- А как насчет автоматики и программного обеспечения?

– Да, должен отметить, что станция управляется в автоматическом режиме. Причем, управляет ей всего один человек. В принципе, она может управляться дистанционно, из любой точки мира. Правда, по соображениям безопасности, Интернета на ней нет. Это сделано во избежание всяких эксцессов, взломов, несанкционированного проникновения, хакерских атак и так далее. Тем не менее, станция работает в автоматическом режиме и управляется одним человеком в соответствии со всеми ГОСТами и правилами. Данная система управления является разработкой резидентов нашего Технопарка. Это известная в стране фирма «Торнадо». Они специально по нашему заказу разработали всю систему управления, автоматизации и диспетчеризации. С помощью этой системы можно в онлайне отслеживать 256 параметров работы станции – вплоть до температуры подшипников на машинах. Это всё можно видеть на экранах мониторов.

- Сколько лет уже работает станция?

Первая очередь станции была введена в эксплуатацию в 2011 году. Затем, по мере увеличения количества потребителей, производилось введение второй и третьей очереди.

- Та совокупная мощность, которую Вы назвали, достаточна для обеспечения потребностей? Или есть излишки мощностей?

В настоящее время станция загружена лишь на 40 процентов. Остальное, скажем так, это свободные мощности, которые можно реализовывать путем подключения новых потребителей. Например, через включения в Единую энергосистему России.

- В принципе, вы могли бы продавать излишки энергии?

Да, могли бы. Но пока для нас намного важнее – обеспечить надежность работы станции. Поэтому мы прорабатываем сейчас три основных направления по обеспечению надежности. Одно из направлений мы уже почти реализовали, осталось лишь получить несколько документов. Речь идет о подключении к сетям ОАО РЭС. Это должно произойти в ближайшее время. Принцип работы здесь такой: допустим, если по каким-то причинам работа оборудования станции остановилась, то сразу же происходит автоматическое переключение на Единую энергосистему России, и потребители не останутся без электричества.

Причем время срабатывания автоматики составляет две сотых секунды. Иначе говоря, за это время даже лампочка не успеет «моргнуть». Мы достаточно долго реализовывали этот проект. К нам было очень много требований по принципу выбора работы автоматики. И когда мы этот проект согласовали и реализовали, то сами специалисты РЭС нам признались, что этого не ожидали. Мы стали одними из первых в России, кто реализовал подобные требования!

В общем, теперь всё это будет работать в автоматическом режиме. Мы уже провели все регламентные пусконаладочные работы, и специалисты РЭС подтвердили, что эта система работает. Для ее запуска осталось только оформить два-три разрешительных документа.  И тогда вопрос надежности для наших потребителей мы снимем раз и навсегда.

Остается вопрос надежности самой станции. Здесь есть несколько вариантов, которые мы опять же прорабатываем. Первый вариант – это всё-таки параллельная работа с Единой энергосистемой России, чтобы станция могла работать в постоянно загруженном номинальном режиме. То есть покрывать потребности своих потребителей, а излишки отдавать в общую сеть, либо наоборот закрывать свои потребности при необходимости. И второй вариант, который мы рассматриваем, – это объединение в одну сеть подобных небольших станций. Мы уже рассматриваем вместе со специалистами НГТУ три аналогичных объекта для того, чтобы объединить их в одну сеть, тем более что станция, подобная нашей, – энергоблок клиники имени Е. М. Мешалкина – уже построена.  Сделав первый шаг по объединению сетями наших станций, мы сможем увеличить их надёжность и отчасти решить вопрос по покрытию дефицита электроэнергии в зоне Академгородка. Расчеты специалистов показывают, что надежность такой системы составит 98 процентов. Для справки: надежность Единой энергосистемы России составляет 96 процентов.

- Скажите, есть ли еще в нашей стране точно такие же действующие объекты?

Подобных станций в стране, конечно, много. Но я не видел ни одной такой станции, которая бы работала на потребителей социально-бытовой сферы. Обычно такие станции работают где-то на промплощадках, покрывая собственные нужды, либо используются где-то на месторождениях, в удаленных от централизованных сетей районах. Но вот чтобы сразу весь спектр потребителей – включая сферу ЖКХ, население, детские сады и другие объекты социальной инфраструктуры, а также и промплощадки – был подключен к такой станции, лично я в других местах не видел. Здесь у нас характер потребления, характер нагрузок кардинально отличается от того, что происходит на отдельно взятых промплощадках. Свести всё к единому знаменателю – задача невероятно сложная, хотя очень интересная.

- Иначе говоря, можно смело сказать, что создание такого объекта – беспрецедентный случай в масштабе всей страны?

– По большому счету это так.

- Другие застройщики интересуются вашим опытом?

Разумеется. Совсем недавно к нам приезжал крупный застройщик с Дальнего Востока. К сожалению, пока в нашей стране отсутствуют правила игры на этом рынке. То есть, нет никакой нормативно-правовой базы для работы подобных объектов малой генерации. Поэтому риск в настоящее время здесь пока еще высок. Мы создали такую станцию в силу объективных обстоятельств. Другого выхода просто не было. Но я абсолютно уверен, что за малой энергетикой – большое будущее.

Беседовал Олег Носков