Академик Ляхов: «Процесс реформирования РАН в будущем году поставит немало острых проблем»


Академик Ляхов встретился с журналистами
27 ноября 2013

Вполне естественно, что первым пунктом в повестке встречи с журналистами стали новости о реформировании Академии наук. И так же естественно, что хороших новостей было немного. Вопросов по-прежнему намного больше, чем внятных ответов со стороны власти.   

Близится 1 января 2014 года, когда должен заработать новый механизм управления наукой, но его контуры до сих пор остаются весьма туманными для научного сообщества. Академик Ляхов коснулся лишь некоторых проблем, с которыми предстоит столкнуться уже в ближайшие месяцы. Вот уже месяц институты региональных отделений не могут сдать в Москву необходимую документацию по планам на 2014 год, поскольку показатели финансирования постоянно меняются. До конца года остался месяц и если за этот срок глава ФАНО не подпишет государственные задания всем институтам, они рискуют остаться без бюджетного финансирования.

- Похожая ситуация была, когда мы переходили на систему субсидий, - вспомнил Николай Захарович. – Тогда удалось все разрешить в последний момент. Но сейчас в объединенной Академии институтов почти в два раза больше. И как чиновникам от науки удастся справиться с этой ситуацией большой вопрос, который волнует всех нас. Власть сказала, что проблем с зарплатой сотрудников не будет, но как это будет оформлено – не ясно.

Другой проблемный вопрос – судьба сотрудников аппарата самого СО РАН. Это почти тысяча человек и для большинства из них в «реформированном» отделении не заложено ни работы, ни заплаты. Звучали версии, что всех сотрудников региональных отделений трудоустроят в территориальные подразделения ФАНО. Но академик Ляхов выразил вполне обоснованные сомнения, что этому могут воспрепятствовать существующие ограничения по госслужбе. Да и штатное расписание этих самых территориальных органов пока никто не видел.

Тем временем, проблемные вопросы будут только множиться. Зимой начнется вторая стадия реформы, надо будет принимать новое положение СО РАН, уставы институтов. Время разработки и утверждения этих документов строго ограничено, а, между тем, Устава новой РАН, от которого они должны отталкиваться, тоже пока нет. И вполне вероятно, что новые «правила жизни» научных организаций будут приниматься не менее спешно, чем Закон о РАН и положение о ФАНО. Что вряд ли пойдет им на пользу.

А вторая половина 2014 года приготовила российской науке совсем неприятную процедуру: оценку эффективности учреждений, которую будут проводить чиновники с неизвестным уровнем компетенции по непонятным критериям. И выводы этих чиновников определят судьбу российской науки (да и, вероятно, экономики)  на многие годы вперед. За примерами далеко ходить не надо, еще живы те, кто помнит, как объявляли «лженауками» генетику с кибернетикой. И что из этого получилось.

Коснулся Николай Захарович и главной психологической проблемы, с которой столкнутся в той или иной степени все сотрудники Сибирского отделения РАН:

- Это не укладывается в голове, но хоть мы и остались по названию институтами СО РАН, но все мы (коллективы институтов) теперь – не Академия наук. Мы теперь – часть федерального агентства. И пройдет немало времени, прежде чем мы поймем, какая пропасть разделила российскую науку. И как ее преодолевать.

Во второй части встречи академик и журналисты обсудили вопросы сохранения и развития новосибирского Академгородка.

Георгий Батухтин

Фото сайта www.metronsk.ru