«Животные разных видов демонстрируют чудеса интеллекта»

Стартовал EUREKA!FEST-2016. Его гостей ждет немало интересных и познавательных мероприятий, о многих из них наш сайт – информационный партнер фестиваля – вам обязательно расскажет. А сегодня мы предлагаем  интервью с одним из ведущих экспертов фестиваля, зав. кафедрой сравнительной психологии НГУ, зав. лабораторией поведенческой экологии в ИСиЭЖ СО РАН, д.б.н., профессором Жанной Резниковой.

Наша справка. Жанна Ильинична Резникова. Доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой сравнительной психологии НГУ, зав. лабораторией поведенческой экологии в ИСиЭЖ СО РАН, член консулата Международной этологической конференции от России. Автор более 200 научных статей, более 10 учебников и монографий. Один из редакторов и автор статей в "Encyclopedia of the Sciences of Learning", опубликованной в Springer в 2012 г. в 7-ми томах. Член редколлегий журналов “Frontiers in Psychology” и “Myrmecological News”. Эксперт European Science Foundation, эксперт РИНКЦЭ. 9 защищенных кандидатов биологических наук, 1 доктор. Основные направления исследований: язык муравьев (совместно с Б.Я. Рябко); интеллект и коммуникация животных; поведенческая, когнитивная и социальная специализация в популяциях.

– Жанна Ильинична, Вы не первый раз активно участвуете в фестивале. Почему Вы считаете это важным?

– Фестиваль несет важную просветительскую функцию. Я считаю чрезвычайно существенным, чтобы знания о современной науке интересующиеся люди получали от экспертов, участвующих в мировом научном процессе, находящихся на передовых рубежах, каждый – в своей области. И EUREKA!FEST как раз решает эту задачу, к фестивалю проявляют интерес люди разных профессий и возрастов, родители приводят детей, старшеклассники и студенты набегают волнами и задают интересные вопросы. Эта работа очень важна. Просвещенные люди должны противопоставлять научные знания мракобесию, которое в последние годы не просто набирает силу, а еще и маскируется под науку.

– О чем Вы хотите рассказать гостям фестиваля в этот раз?

– Я выступаю с лекцией, которая называется “Видовая гениальность: разнообразие когнитивных потенциалов в животном мире”. Одна из самых интересных нерешенных проблем когнитивной этологии связана с исследованием взаимодействия  наследственно обусловленных стереотипов поведения с навыками, основанными на индивидуальном и социальном опыте, и со способностями применять результаты этого взаимодействия в новых ситуациях.

Животные разных видов демонстрируют чудеса интеллекта, но в пределах весьма узких доменов. В лекции рассматриваются примеры проявления “видовой гениальности” у животных, включающие “пространственный интеллект”, способности к абстрагированию, способности к количественным оценкам. Вот об этом я и хочу рассказать.

Кроме того, я участвую в диалоге с филологом и литературоведом Ю.В. Шатиным о проблемах языка. Пока не знаю, как нам удастся увязать воедино изучение языка у людей и животных. Дело в том, что моя область – это изучение интеллекта и языка животных, этой проблеме посвящена  моя книга “Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition” (Cambridge University Press, 2007), а в этом году в издательстве Springer выходит моя книга “Animal Language without translation: an insight from ants”.  Интеллект и язык у животных есть, но литературоведения у них точно нет. Тем не менее, некоторые точки для диалога у нас, как мне кажется, наметились.

Одно из направлений исследовательской деятельности Жанны Резниковой – язык мурьавьев – Вы говорите о языке животных, то есть, о достаточно сложно организованной системе коммуникации…

– Давайте, начнем с разграничения понятий «коммуникация, язык и речь». Конечно, если сразу определять язык как прерогативу человека, то аналогии будут бесполезны. Я говорю в своем выступлении о том, что коммуникация – понятие слишком широкое, речь – действительно прерогатива человека, а к понятию «язык» можно отнестись как к рабочему инструменту, применимому к системам коммуникации некоторых видов животных.

– И насколько хорошо ученые научились сегодня понимать этот язык?

–  Результаты, получаемые в области изучения "языка животных", зависят от методологических подходов. Их в данном случае три: попытки прямой расшифровки сигналов животных; применение языков-посредников и теоретико-информационный подход. Последний метод мы с Борисом Рябко предложили на примере муравьев. Он заключается в том, что мы не пытаемся ни расшифровать сигналы, ни вступить в диалог, а оцениваем возможности "языка" животных по количеству передаваемой информации, скорости передачи информации и способности животных оптимизировать свои сообщения.

Но, несмотря на то, что достигнуты определенные результаты, сегодня в этой области еще остается немало вопросов. Вот лишь несколько. Возможно ли использование знаков в коммуникации животных? Выражена ли асимметрия полушарий у животных и играет ли она роль в их системе коммуникации? Есть ли у животных сознание? А "бессознательное" у них есть?

– Область Ваших исследований – это чисто фундаментальная наука или у нее есть прикладное значение?

– Если говорить в широком плане – я работаю в области когнитивной этологии, а более конкретно, я занимаюсь изучением интеллекта и коммуникации животных в сравнительно-эволюционном плане. Когнитивная этология – молодая наука, и она фундаментальная, так как занимается эволюционными истоками психической деятельности человека. На разных витках развития науки мы переписываем «рецепт человека» с точки зрения современных достижений науки. Сейчас в этом ансамбле участвуют эволюционная генетика, нейронаука, антропология, и, конечно, когнитивная этология. Но, пожалуй, каждый из фундаментальных аспектов когнитивной этологии имеет и  прикладное значение. Это включает разработку новых когнитивных тестов и поиск новых видов животных, которые могут служить модельными объектами для изучения нарушений в ментальной деятельности человека. Поиск закономерностей социальной организации и коллективной деятельности животных поможет оптимизировать групповую работу роботов.  Изучение устойчивых стратегий принятия решений животными в условиях риска и неопределенности уже используют в своей работе экономисты. И так можно перечислять еще долго.

Георгий Батухтин