Создание новых сортов озимых зерновых культур, приспособленных к сибирским условиям, – одна из главных задач коллектива Сибирского НИИ растениеводства и селекции на протяжении всей его истории.
В чем сильные стороны озимых сортов. Их несколько. Во-первых, за счет максимального использования влаги, накапливающейся в почве осенью и в период таяния снега посевы озимых формируют высокий потенциал урожайности. Во-вторых, период относительной засухи в мае-июне (характерный для нашего климата) наносит им меньший ущерб, чем яровым. Зато уборка озимых начинается в августе, что позволяет разгрузить хозяйства (удобно, когда поля можно убирать последовательно, а не одновременно) и снизить потери урожая, неизбежные из-за осенней непогоды.
Но все эти «плюсы» долгое время перевешивались одним весомым «минусом»: сорта, разработанные преимущественно под условия европейской части страны, были малопригодны для Сибири.
Они просто не успевали накопить достаточное количество запасных питательных веществ, чтобы успешно пережить полугодовалую сибирскую зиму с ее знаменитыми морозами.
Требовались совершенно новые сорта – такую задачу поставило перед селекционерами государство. Путь к решению получился весьма долгим и непростым. Первые попытки, предпринятые накануне Великой Отечественной войны и вскоре после ее окончания, обернулись неудачей. Но работа продолжалась, причем, сразу по нескольким направлениям.
Одним из самых устойчивых к суровым природным условиям видов зерновых является рожь. Не удивительно, что на протяжении веков эта зерновая культура была основной для сибирских (да и российских – в целом) хозяйств. Затем рыночная конъюнктура поменялась, и сегодня рожь занимает только 2-3 % посевных площадей, хотя эту долю не мешало бы увеличить в несколько раз.
Рожь переживает условия сибирской зимы лучше, чем пшеница и ячмень. Но та рожь, что традиционно сеяли в Сибири, была длинностебельной и мелкозерной, что затрудняло ее уборку. И именно на исправление этих недостатков и была нацелена работа селекционеров.
Эту работу еще в 1970-е годы возглавил Николай Семенович Владимиров. Под его руководством удалось получить первые короткостебельные сорта ржи, сохранявшие морозостойкость местных популяций («Короткостебельная-69» и другие). На втором этапе селекционеры взялись за увеличение размеров зерна.
– Сначала пытались работать на основе существующих европейских сортов, но им не хватало устойчивости к зимним условиям, – рассказывает заместитель руководителя СибНИИРС по научной работе Галина Артёмова. – Тогда генетики из ИЦиГ СО РАН предложили нам использовать метод полиплоидии (удвоения числа хромосом). Формы ржи, полученные при совместных исследованиях, отличались более прочным стеблем и крупным зерном. Именно на их основе были созданы тетраплоидные сорта «Тетра Короткая», «Влада» и другие, которые сегодня доминируют в посевах ржи в Сибири.
Но как уже говорилось выше, основной культурой зерновых для современного российского сельского хозяйства является пшеница. И именно с пшеницей еще в 1936 году стали работать сотрудники Новосибирской селекционной станции (ныне – СибНИИРС). Однако в результате неблагоприятных условий зим 1942-1943 годов весь селекционный материал погиб. Вторая попытка была предпринята в 1970-е годы. И так же, как и в случае с рожью, селекционеры использовали наработки своих коллег из Института цитологии и генетики. Со стороны ИЦиГ работу возглавил Виктор Михайлович Чекуров, а со стороны СибНИИРС – Валерий Иванович Пономаренко. Генетикам удалось успешно скрестить пшеницу с пыреем, а селекционеры выделили из полученных гибридов несколько линий, которые легли потом в основу вошедших в Госреестр РФ сортов озимой пшеницы – «Новосибирская 32», «Новосибирская 40» и других. Все эти сорта отличаются хорошей зимостойкостью и потому весьма популярны у наших агрономов.
Еще одна культура, сорта которой создавали сотрудники СИбНИИРС, тритикале. Это гибрид пшеницы и ржи (отсюда и название, производное от латинского: triticum — пшеница и secale — рожь), созданный еще в конце XIX века. Гибрид превосходил пшеницу по морозостойкости и устойчивости против грибковых и вирусных болезней, имел пониженную требовательность к плодородию почвы. Правда у тритикале низкая клейковина и хлеб из него уступает пшеничному. Зато, в отличие ото ржи, его можно использовать для корма скота. Это и определило судьбу гибрида как ценной фуражной культуры. А то, что он унаследовал морозостойкость ржи, дало перспективу для создания озимых сортов этой культуры, приспособленных к сибирскому климату.
Работе в этом направлении всю свою жизнь посвятил Петр Иванович Степочкин. Начинал молодым аспирантом, а сейчас он доктор наук, признанный авторитет в своей области и автор нескольких сортов, получивших широкое применение в народном хозяйстве. Результатом многолетней работы стало создание двух сортов – «СИРС-57» и «ЦЕКАД-90», которые долгое время выступали в качестве эталона морозостойкости озимых тритикале по России.
Казалось бы, на этом тему можно было бы и закрыть. Задача создания морозостойких сортов зерновых решена и теперь дело борьбы за урожай исключительно в руках агрономов. Однако, не все так просто. Во-первых, эволюция возбудителей болезней и вредителей вынуждает селекционеров постоянно работать над созданием сортов, устойчивых к этим новым расам патогенов (мы уже рассказывали о работе группы иммунитета растений). Во-вторых, нельзя сказать, что в отношении повышения урожайности озимых селекцией достигнут предел.
Сибирь находится в зоне так называемого рискованного земледелия и, конечно, получить хороший урожай здесь намного сложнее, чем, к примеру, на Кубани. Но это не значит, что эта задача не решаемая в принципе. Более того, в связи с мировыми климатическими изменениями и сокращением территории, с оптимальными для земледелия условиями, создаваемые сибирскими селекционерами жизнестойкие сорта становятся востребованными далеко за пределами нашего региона.
Свой результат должны дать и организационные изменения, произошедшие в СибНИИРС в прошлом году: институт стал филиалом Федерального исследовательского центра «Институт цитологии и генетики СО РАН». Как рассказывалось выше, именно совместная работа генетиков и селекционеров позволила во многом решить проблему создания зимостойких сортов. И есть основания полагать, что объединение фундаментальной науки с богатым полевым опытом селекционеров даст новые значительные результаты. А сама работа ФИЦ в этом направлении полностью соответствует критериям «проектов полного цикла»: от фундаментальных исследований генома до передачи в госреестр новых сортов сельскохозяйственных культур.
Георгий Батухтин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии