Язвенники могут жить спокойно

Правильные знания бесполезными не бывают. В этом убеждаешься всякий раз, когда изучаешь судьбу тех или иных научных исследований.

Как мы знаем, Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН создавался под государственную программу создания водородной бомбы. Для нее нужен был литий, и ученые должны были найти наиболее эффективный способ получения этого материала. В общем, так зарождались те методы и технологии, которые сегодня сотрудники института используют для вполне мирных целей, таких, например, как лечение болезней. Накопленные знания и опыт, как ни странно, оказались востребованными и в этой сфере.

Совсем недавно институт получил лицензию Минпромторга на производство, хранение и реализацию фармацевтических субстанций, получаемых методом химического синтеза. В данном случае речь идет о производстве известного противоязвенного препарата «Де-Нол», считающегося одним из лучших, обладающим высокой бактерицидной активностью. По словам руководителя группы синтеза порошковых материалов ИХТТМ СО РАН, профессора Юрия Юхина, данный препарат входит в группу жизненно важных лекарственных средств, освоение производства которых входит сегодня – ни много, ни мало - в круг приоритетных государственных задач! Нетрудно догадаться, что это лекарство было изобретено за рубежом. Там же оно производится по сию пору. Импортный «Де-Нол» можно легко найти в российских аптеках. Один стандарт таблеток стоит не менее 900 рублей. Препарат хорошо растворяется и в воде, и в желудочном соке, очень эффективно убивает болезнетворную бактерию, ответственную за язву желудка. Кроме того, с его помощью можно предотвратить и возможность возникновения рака.

Руководитель группы разработчиков - профессор Юрий Юхин В общем, достоинства препарата в этом смысле не подвергаются сомнению. Теперь настает черед нашей страны наладить его выпуск. Естественно, ИХТТМ СО РАН не занимается производством самих таблеток. Их производить будут (пока что) в Москве. Но именно наш, новосибирский институт будет готовить для производства этого лекарства его основу, фармацевтическую субстанцию – цитрат висмута, или висмут лимоннокислый. Цитрат висмута, уточняет Юрий Юхин, в составе готового препарата занимает где-то 60 процентов. Остальное – вспомогательные ингредиенты, входящие в таблетку. Но основа все-таки будет выпускаться у нас, в лаборатории института. Возможно также – на одном из алтайских предприятий, но по технологии, разработанной ИХТТМ СО РАН.

Весьма показательно уже то обстоятельство, что выпуск столь важного компонента был предложен новосибирскому Институту. «К нам обратилась Москва – Институт лекарственных средств – с просьбой разработать эту субстанцию. Они ознакомились с нашими разработками, изучили наши публикации и по достоинству их оценили» - разъяснил Юрий Юхин. У Института, действительно, есть целый ряд патентов, позволяющих ему осуществлять подобную деятельность, то есть производить у себя лекарственные субстанции, что подтверждается выданной лицензией.

В настоящее время Институт готовится к выпуску партии цитрата висмута для своих московских партнеров. Однако не исключено, что в перспективе технология будет передана специализированным предприятиям, занимающимся выпуском подобной продукции. Естественно, если речь пойдет о больших объемах. Технология, утверждает Юрий Юхин, уже достаточно хорошо отработана. И не составит труда наладить здесь, у нас, серьезное производство. Причем, такой интерес некоторые компании уже проявляют.

Важно подчеркнуть, что налаживание выпуска столь ценного препарата актуально сейчас как никогда. Причины, думаю, понятны. В условиях санкций импорто-замещение становится насущной государственной задачей. И по сути дела, ИХТТМ СО РАН вносит сюда свой весомый вклад. Выпуск основного компонента мы уже освоили. Правда, для производства готовых таблеток нужны некоторые компоненты, которые пока еще приходится закупать за границей. Так что, считает Юрий Юхин, нам нужно поторопиться, чтобы освоить все производство в целом, в комплексе. Иначе при ухудшении внешнеполитической обстановки нам могут запросто перекрыть каналы поступления, в случае чего производство столь необходимого лекарства остановится.

Впрочем, ничего сверхсложного здесь нет. Пример ИХТТМ СО РАН как раз показывает, что при четкой постановке задачи правильное техническое решение всегда найдется. Естественно, если не растрачены знания и опыт, если сохранились ценные кадры – носители этих знаний и этого опыта. Собственно, именно благодаря сохранению ценных сотрудников и научных коллективов ИХТТМ СО РАН и сумел справиться с указанной задачей, считает Юрий Юхин. Двадцать лет проведенной работы не прошли впустую.

На первый взгляд кажется, что получить цитрат висмута – плевое дело. Но «просто» бывает, чаще всего, в теории. На практике же – особенно когда речь идет о создании технологии промышленного производства – «выплывает» масса нюансов, серьезное понимание которых доступно только опытным спецам. Если бы за производство лекарственной субстанции взялся тот, кто такого опыта не имеет, он бы, конечно, получил тот же цитрат висмута, но, скажем так – «третьесортный», малопригодный для производства хорошего лекарства, соответствующего мировым стандартам качества. Не было бы той чистоты, какую могут гарантировать только продвинутые мастера. Вот почему московские производители обратились к новосибирцам – именно потому, что оценили их опыт.

Просто изумительно, что умение работать с самыми разными металлами – умение, «отшлифованное» годами исследовательской практики – нашло такое неожиданное применение в фармацевтике. Вроде бы сам Институт – и близко не аптека, но вот знания и умения очень даже пригодились и здесь. Юрий Юхин ничего необычного в этом не видит. Главное, утверждает он – это постановка задачи. Не так давно Институт успешно решил задачу с производством порошка для специальных серебряных чернил. Ведь подобная работа с металлами – дело освоенное. Если нужно, утверждает Юрий Михайлович, Институт без проблем освоит технологию производства металлических порошков для 3D-принтеров.

Возможно (а скорее – так оно и есть) наше технологическое отставание связано не с тем, что у нас нет накопленных знаний и умений, а именно с тем, что долгое время перед нашими учеными не ставили таких вот серьезных задач.

Олег Носков