«Выход есть, но придется потрудиться»

Как это часто бывает, в условиях экономического кризиса прогнозы экспертов расходятся: от бравурно-оптимистичных до апокалипсических. Но большинство сходится в том, что самый надежный путь выхода из него для нашей страны лежит через развитие производственного сектора. Каковы же перспективы у промышленных предприятий Новосибирска в наступившем году? Рассказать об этом мы попросили начальника департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Александра Люлько.

– Ситуация непростая, но не безнадежная. У нас есть ряд предприятий, которые демонстрируют устойчивые темпы роста. Прежде всего, это крупные оборонные производства, такие как завод им. Чкалова, завод им. Коминтерна, Патронный завод, НИИ ЭП и ряд других предприятий. Но есть и другие «точки роста», не завязанные только на гособоронзаказ.  Например, производители приборов ночного видения (и Электронных оптических преобразователей) – «Швабе. Оборона и защита», «Катод» и «Экран – Оптические системы». Набирает обороты кластер «Сибирская электроника», в который входят три предприятия, выпускающие отечественную элементную базу. Как известно, развал нашей микроэлектронной отрасли – одно из главных препятствий для модернизации экономики. И значение продукции, выпускаемой этим кластером трудно переоценить. Неплохие перспективы вырисовываются в производстве медицинской техники, в частности для медицинского технопарка, образованного на базе НИИТО, опять же, благодаря возникшей задаче импортозамещения в этой сфере. Я думаю, будут востребованы на российском и мировом рынке продукты фирм, входящих в состав недавно открытого в Кольцово Биотехнопарка.

– Получается, как в пословице, «не было счастья, да несчастье помогло»: санкции вынудили развивать собственное производство.

– Ну, если смотреть в таком ракурсе, то не только санкции. Девальвация рубля сделала нашу продукцию более конкурентоспособной из-за снижения себестоимости.

И это открывает новые возможности и перед отечественной легкой промышленностью, к ней появился интерес со стороны западных инвесторов. Находится в стадии запуска производство перевязочных материалов и средств личной гигиены «Белла-Сибирь» с участием поляков. «Обувь Сибири» ведет  переговоры с итальянцами по открытию обувного производства.

Главное, сейчас не упустить эти возможности по привлечению инвестиций в Новосибирск и наш департамент всеми силами этому содействует.

– А на то, что нефть скоро  подорожает и все само собой разрешится, Вы не надеетесь?

– Неправильно считать, что падение цен на нефть и газ связано только с сиюминутной политической конъюнктурой. Это долговременный общемировой тренд, связанный с т.н. четвертой промышленной революцией. Посмотрите, в каком направлении развиваются технологии. В энергетике полным ходом идет переход на возобновляемые источники энергии, развиваются «зеленые технологии». Транспорт переходит на электричество, причем, это касается как личного, так и общественного транспорта. А эти две отрасли – основные потребители углеводородных ресурсов. Так что спрос на них в обозримом будущем будет только падать, что совсем не способствует росту цен на нефть. Цены будут расти на высокотехнологичный промышленный продукт. И те, кто первыми сделают ставку на энергосберегающие, ИТ- и биотехнологии, окажутся в выигрышной позиции.

Конечно, преуспеть в этой гонке будет совсем не просто. И очень жаль, что огромные доходы от продажи ресурсов в прошлые годы, мало использовались для модернизации экономики нашей страны. Но сейчас выбирать нам уже не приходится, а известно, что именно в ситуации «или пан, или пропал» наш народ добивается наиболее выдающихся результатов.

– В этом отношении Новосибирск имеет неплохой научно-инновационный потенциал.

– Совершенно верно. У нас есть уникальный научный центр мирового уровня – Академгородок и несколько десятков сильных вузов. И уже сегодня там есть инновации, готовые к внедрению как на производстве, так и в городском хозяйстве.  Налаживание коммуникаций между учеными, промышленниками и муниципальными службами – я считаю одной из главных задач нашего департамента.

– Но способен ли город, в условиях бюджетного дефицита, влиять на этот процесс?

– Во-первых, мы можем участвовать в процессе привлечения потенциальных инвесторов для наших разработчиков. Поэтому мы приняли участие в организации крупного форума, посвященного информационным технологиям, который пройдет в Новосибирском Экспоцентре 7-9 апреля. Его отдельная секция будет посвящена использованию ИТ-технологий для нужд городского хозяйства, прежде всего, для борьбы с автомобильными пробками. А 27 апреля наш департамент проводит форум «Городские технологии», где планируется несколько направлений: энергосбережение, ЖКХ, здоровье, «умный дом» и «доступная среда». Последнее направление касается создания условий для полноценной жизни инвалидов, что очень актуально для российских условий. И у нас в городе есть интересные разработки в этой области.

Во-вторых, мы стараемся оказывать и материальную поддержку тем, кто производит или собирается производить инновационную продукцию. Конечно, департамент оперирует ограниченным бюджетом. Но часто эта скромная помощь оказывается очень нужной на стадии стартапов, для оплаты НИОКР, создания пилотного изделия, а уже потом подключаются коммерческие инвесторы и запускают производственную линию. В принципе, по такому пути идут многие страны. Недавно мы оказали поддержку заводу «Труд» по производству снегоплавильной машины, где на начальной стадии департамент помогал разработчикам. В результате, они создали  работающий образец этой техники. В Заельцовском районе должна заработать снегоплавильная станция. Затем будут установлены такие станции в каждом районе города, и завод будет их выпускать и для других городов России. Думаю, проблем с заказами у них не будет, потому что в условиях российской зимы – это очень выгодный бизнес. Сейчас мы намерены поработать по такой же схеме в направлении производства «умных остановок»: обогреваемых остановочных павильонов, оборудованных также справочным табло. Опять же, в наших природных условиях, они должны быть востребованы не меньше снегоплавильных машин.

Записал Георгий Батухтин