Трава вместо… дров

Если вы отъедете за город, в любое село или даже в крупный поселок, вам наверняка попадется на глаза одна деталь, отсылающая нас к далекому прошлому, – поленница дров. Да-да, за сотни лет кое-где в нашей области ничего в этом отношении не изменилось: печи топят (или растапливают) обычными дровами, дрова готовят загодя, распиливая бревна и раскалывая чурки старым дедовским способом.

Многих из нас такая картинка ничуть не смущает. Не смущает она даже экологов. Древесина вообще считается вполне экологичным топливом – в отличие, например, от более доступного угля. Сажи и серы при горении поленьев выбрасывается немного, и главное – от них не остается шлака. Ну и потом, утверждают экологи, лес – ресурс возобновляемый, растущий сам по себе естественным образом.

Так-то оно так, только дерево сгорает в топках за считанные часы, а расти ему нужно несколько десятилетий. Вот если бы растения восстанавливались каждый год: срубил под зиму, а к следующей зиме опять наросло…

Похоже, конечно, на утопическую фантазию. Тем не менее, подобные возобновляемые источники существуют. Речь, конечно, идет не о деревьях. Зато есть другие растения с нужными свойствами – они хороши именно в виде топлива, и при этом возобновляют свою биомассу ежегодно.

Одно такое растение «приглянулось» специалистам ИЦиГ СО РАН. Речь в данном случае идет о мискантусе – многолетнем травянистом растении, известном у наших дачников как «декоративный злак» или как «китайский тростник». Мискантус, действительно, с виду чем-то напоминает тростник. Но ценность его – с точки зрения утилитарного использования – отнюдь не в эстетических достоинствах, а в том, что оно обладает буйным ростом, а его стебли содержат приличное количество целлюлозы. Иначе говоря, из мискантуса можно получить неплохое топливо, причем – в больших количествах и не очень дорого.

Из мискантуса можно получить неплохое топливо, причем – в больших количествах и не очень дорого Несмотря на то, что это растение ассоциируется с теплыми странами, оно неплохо растет и в наших сибирских краях. По словам заведующего лабораторией молекулярных технологий ИЦиГ СО РАН Сергея Пельтека, мискантус вполне пригоден для культивации в условиях Новосибирской области. При этом его урожайность может достигать 75 тонн с гектара, что после сушки даст нам 15 тонн целлюлозосодержащего сырья.

Собственно, целлюлоза, – это именно то, ради чего наши ученые предлагают культивировать это растение, которое должно стать полноценной альтернативой хлопчатнику. Напомню, кстати, что в Советском Союзе хлопчатник культивировали в огромных количествах не ради производства тканей, а именно ради целлюлозы. Это было во всех смыслах стратегическое сырье. Целлюлоза шла на производство бумаги, красок, клея, строительных материалов. Но главное ее предназначение заключалось в производстве пороха. В Советском Союзе, как мы знаем, снаряды, патроны и ракеты производились в гигантских количествах, для чего хлопчатник был крайне необходим (ради него даже не пожалели Аральского моря, загубленного из-за ирригационной системы, предназначенной для орошения хлопковых плантаций).

После распада СССР Россия оказалась отрезанной от данного стратегического сырья. И теперь эту брешь должен – по мысли сибирских ученых – заполнить мискантус. Ведь тонна целлюлозы, как заметил Сергей Пельтек, может стоить дороже тонны зерна.

И не исключено, что сельскому хозяйству Новосибирской области будет выгоднее перейти на этот «декоративный злак», нежели соревноваться с алтайскими производителями на хлебных нивах. Алтайцам мы по производству качественных зерновых точно проиграем (не говоря уже о кубанцах или белгородцах). Так что выпуск «стратегического сырья» будет весьма разумным выбором. А если к этому делу подключить еще и генную инженерию, то перспективы вырастают головокружительные.

Правда, надо понимать, что технологии извлечения целлюлозы и ее переработки требуют дальнейшего совершенствования. Так, например, мискантус неплох в качестве сырья для производства биоэтанола. Сегодня это очень модное направление. Но в данном случае речь идет о глубокой переработке сырья. А здесь нужны не только совершенные технологии, но и приличные масштабы возделывания указанной культуры. Допустим, вы готовы предложить это сырье какому-нибудь целлюлозно-бумажному комбинату. Скажем, для производства бумаги. Допустим, сырье у вас хорошее. Однако речь здесь идет не только о качестве, но и о количестве. Для целого комбината сырья потребуется много. А где вы столько возьмете, если данная культура еще не прижилась на наших полях, и в начале сырья будет совсем немного? С чего же тут начинать, что даст импульс для массового выращивания этого растения?

Вот здесь-то как раз и ставится вопрос об использовании мискантуса в качестве обычного твердого топлива, способного заменить не только дровишки, но и уголь. Сергей Пельтек не видит никаких сложностей в том, чтобы на начальных этапах, когда площади под выращивание мискантуса будут не очень большими, пустить его  на производство топливных гранул – так называемых пеллет. По сути – разнообразив тем самым ассортимент подобных товаров.

Пеллеты потихонечку начинают применяться не только в частных домах, но и в малой энергетике. Делают их в основном из древесных опилок. Пеллеты же из мискантуса могут оказаться намного лучше, поскольку практически не содержат смол, и лигнина в них меньше в три-четыре раза (в отличие от древесных опилок).

И как показали испытания, проведенные в лаборатории ИЦиГ СО РАН, горят они прекрасно, без всякой копоти, почти как природный газ.

Кстати, лет пять назад, когда специалисты ИЦиГ СО РАН только начинали работать с этим растением, они обращались к руководству области, чтобы те обратили внимание на возможность культивации мискантуса в качестве возобновляемого топлива. Ответа в Институте так и не получили. Возможно, чиновники  не осознали до конца важности этой идеи. Ведь мы тогда считали себя «энергетической державой», сделавшей нефть и газ своими «священными» символами. Кстати, многие чиновники по сию пору молятся на нефтегазовую отрасль. И в контексте этой идеологии рассуждения о какой-то «травке», способной-де стать стратегическим сырьем, кажутся провинциальным бредом. А зря.

Пока мы с остервенением бурили скважины на Севере, в благополучных европейских странах стали всерьез заниматься культивацией растений, из которых можно получать топливные гранулы. В Скандинавии, например, экспериментируют с ивой. Мискантус также не избежал внимания со стороны европейских ученых. В общем, наши специалисты (в чем мы неоднократно убеждались) всегда идут в ногу со временем. К сожалению, чиновники и политики отстают от них минимум на столетие.

 

Олег Носков