Новосибирские ученые разработали новый метод и полуавтоматическое оборудование для подготовки проб для радиоуглеродного анализа на ускорительном масс-спектрометре. Созданная установка на порядок дешевле традиционно эксплуатируемой (сотни тысяч рублей вместо нескольких миллионов). Подробности опубликованы в журнале International Journal of Mass Spectrometry.
Методом ускорительной масc-cпектрометрии производится сверхчувствительный и точный анализ содержания редких долгоживущих изотопов, в частности радиоуглерода 14С. Измерение его концентрации используется для радиоуглеродного датирования в археологии и геологии, а также находит применение в экологии, криминалистике, биомедицинских исследованиях. Например, с помощью меток 14С определяется метаболизм новых лекарственных препаратов в ничтожно малых концентрациях (не оказывающих воздействия на организм), чтобы отобрать наиболее перспективные продукты.
Партию образцов тщательно готовят перед тем, как поместить в масс-спектрометр для подсчета атомов радиоуглерода, содержащихся в каждой пробе.
Археологи, геологи, медики могут принести на анализ фрагменты костей, пробы почвы или биоматериал. Из них предстоит выделить только углерод: для этого образец нужно сжечь, «поймать» выделившийся углекислый газ и «превратить» его в графит.
«Наша установка уникальна. Принцип ее работы и технология сборки созданы усилиями сотрудников Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН и Новосибирского государственного университета: старшим научным сотрудником кандидатом химических наук Алексеем Григорьевичем Окуневым, научным сотрудником кандидатом химических наук Петром Николаевичем Калинкиным, научным сотрудником кандидатом химических наук Антоном Игоревичем Лысиковым и инженером Дмитрием Викторовичем Кулешовым. Основная “фишка”: выделение CO2 из потока продуктов сгорания с помощью сорбента CaO, который при температуре в 600 оС полностью улавливает углекислый газ, — это так называемая селективная сорбция. В классическом методе пробоподготовки ставят громоздкие ловушки для остальных газов, а CO2 остается в системе. Вторая изюминка — полное и быстрое сжигание образца с помощью специального катализатора дожигания. Традиционно образец сжигают в присутствии оксида меди, такой метод не обеспечивает полное сгорание пробы», — рассказывает научный сотрудник лаборатории пробоподготовки и изотопного анализа Института археологии и этнографии СО РАН кандидат химических наук Ксения Александровна Сашкина.
Впервые установка была запущена в 2013 году, после этого она модернизировалась, для нее создавалась компьютерная программа, чтобы обработка образцов требовала минимального участия оператора. Затем, с 2015 по 2018 годы, велась как работа в штатном режиме, так и плановые испытания, которые показали хорошую воспроизводимость метода.
«Сейчас таких приборов всего два: один находится в ЦКП “Геохронология кайнозоя” и используется для установления возраста археологических и геологических образцов, второй — в ИК СО РАН — для работы с “живыми” образцами биомедицинских исследований. Самая дорогая часть стенда — вакуумная система, насос с его импортными комплектующими, остальные детали отечественного производства», — объясняет инженер лаборатории радиоуглеродных методов анализа НГУ Дмитрий Викторович Кулешов.
Производительность одного такого прибора на данный момент составляет 20 проб в сутки, что делает его особенно перспективным для анализа биомедицинских образцов, большое количество которых нужно обрабатывать за ограниченное время.
Например, в 2016 году на лабораторных мышах было проведено исследование влияния аэрозолей (имитирующих городской воздух), «загрязненных» твердыми наночастицами полистирола с радиоуглеродными метками. Группе ученых из институтов СО РАН, НГУ и компании «Тион» удалось определить, что полистирольные наносферы накапливаются преимущественно в легких, в меньшей степени в печени, почках и головном мозге. Период выведения из легких составлял около полугода, что составляет крайне долгий срок с учетом жизни мышей.
«Установки, аналогичные нашей, мы можем делать и под заказ, они востребованы для подготовки проб к анализу на ускорительном масс-спектрометре, а он пока единственный в России. Я думаю, что сотрудники Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН могли бы производить и портативные масс-спектрометры, например для медицинских центров, и, конечно, тогда будет пользоваться спросом и наша разработка», — поясняет Ксения Сашкина.
Надежда Дмитриева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии