Судьба Ольхона – в союзе местных жителей с наукой

Об ухудшении экологической обстановке на Байкале пишут достаточно много. Гораздо реже пишут о том, что делается для исправления ситуации. Не так давно мы уже сообщали о работе сибирских ученых (включая ученых Новосибирского Академгородка) над проектом по утилизации отходов жизнедеятельности многочисленных туристов, каждое лето наводняющих берега озера.

Правильнее было бы сказать, что наши ученые предложили подходы к решению указанной проблемы, опираясь на современные «зеленые» технологии. Речь идет о специалистах, объединенных в настоящее время в Ассоциацию экспертов по экотехнологиям, альтернативной энергетике и экологическому домостроению. Руководит Ассоциацией известный в Новосибирске специалист по экологическому домостроению, сотрудник Института теплофизики СО РАН Игорь Огородников, который как раз и осуществляет ряд консультаций, связанных с решением экологических проблем Байкала. Работа в этом направлении началась примерно с сентября прошлого года. Нынешней весной она продолжилась. И уже сейчас некоторые предложения приняли очертания конкретных проектов.

Проектная деятельность ведется в основном за счет Президентского гранта, выделенного команде гражданских активистов, которые выступают за улучшение экологической ситуации на острове Ольхон (ставшем особо популярным у туристов). Объем гранта составляет два миллиона рублей. В принципе, этого достаточно для того, чтобы выработать конкретные проектные решения. Фактически, финансирование ведется по двум направлениям. Первое направление связано с экологическим просвещением местного населения. Второе направление как раз затрагивает выработку проектных решений.

Почему так важно финансирование проектной деятельности?

Дело в том, что экологические проблемы Байкала долгое время не решались в силу того, что местные руководители просто-напросто не имели представлений о том, как их решать. По словам Игоря Огородникова, не было ни проектов, ни исполнителей.

Специально задержусь на этом моменте. Опыт показывает, что в подобных обстоятельствах бездействие чиновников нередко объясняется не их расхлябанностью и безразличием, а как раз отсутствием грамотно проработанных технических решений. Да, на Байкале сложилась именно такая ситуация. Как поступить, к кому обращаться?

Последствия от посещения туристами Ольхона начинают достигать катастрофических масштабов Самое простое решение, конечно же, – вообще запретить всякий туризм в тех местах. Но можно ли это считать выходом из ситуации? Ведь это прямо скажется на экономике Ольхона, на его жителях, которым придется перейти «в каменный век». Разумеется, государство в состоянии пойти и на радикальные меры, в состоянии создать тотальную заповедную зону, переселив местных жителей поближе к оживленным городам. Но государство у нас пошло по-другому: было предложено решать проблемы самостоятельно – как экономические, так и экологические. То есть, сами зарабатывайте на туризме, и сами же исправляйте последствия. Точка.

Для этих целей как раз и выделили Президентский грант. Согласитесь, что решить проблему Байкала за два миллиона рублей – это, наверное, равнозначно великому чуду. Но в руководстве страны, судя по всему, верят в гениальность наших людей и в возможности отечественной науки. Как бы иронично ни звучало это предположение, но наши ученые все-таки нашли оптимальный вариант.

Игорь Огородников отметил принципиально важную деталь в характере жителей Ольхона. По его словам, местное население весьма активно и отличается самостоятельностью (наверняка сказались гены сибирских первопроходцев). На Ольхоне довольно развито местное самоуправление, люди умеют объединяться для решения общих проблем. Туризм развивается активно как раз благодаря высокой частной предприимчивости. Туристических баз становится много, и они начинают уже серьезно конкурировать друг с другом.

Но параллельно, как мы сказали, растут и проблемы. И если их не решить, то о наплыве туристов через какое-то время придется забыть. Местным жителям, естественно, не хватает конкретных знаний в научных областях. Но, собственно, эту лакуну как раз и должны заполнить наши ученые своей просветительской деятельностью. С этой целью была организована «Экологическая школа», для которой использовались средства, выделенные в рамках Президентского гранта. Наши ученые разъяснили жителям азы экологии, рассказали о новых технологиях, выяснили пожелания самих людей, их предпочтения и запросы.

Как сказал Игорь Огородников, местных жителей сильно заинтересовали предложенные им способы биологической утилизации отходов жизнедеятельности. Говоря по-простому: когда органические отходы с помощью концентрированного почвенного раствора и специальных червятников превращаются в гумус, используемый далее для выращивания овощей.

В чем привлекательность такого предложения? Догадаться не сложно. В отличие от традиционной очистки стоков (когда появляются твердые остатки, складируемые на полигонах), здесь даровая органика идет в дело. Полученный субстрат – довольно ценное сырье, которое позволяет в тепличных условиях получать в год с одного квадратного метра до 40-60 килограммов овощной продукции. То есть данный способ утилизации органики совмещается с устройством так называемых солнечных вегетариев – круглогодичных теплиц (а солнца на Ольхоне, отметим, очень много). Получается, как бы «два в одном». При дальнейшем развитии этого направления возможно также получение биогаза из тех же отходов. Биогаз, в свою очередь, может использоваться как топливо для обогрева теплиц.

Одна туристическая фирма, говорит Игорь Огородников, уже серьезно заинтересовалась предложенной технологией, и готова вложиться в проект.

Отрадно, конечно, что разработки наших ученых пригодились в таком важном деле, как спасение экологии Байкала. Если проект начнет развиваться, то его, безусловно, начнут тиражировать и в других местах. Хотелось бы пожелать в этой связи, чтобы аналогичная программа была принята для Новосибирска и Новосибирской области. Два миллиона рублей, кстати, совсем не та сумма, из-за которой оскудеет региональный бюджет.

Олег Носков