Страсти по диоксинам

Знаете, в чем заключается главный российский парадокс? Он заключается в том, что у нас время от времени как по команде активизируются ярые борцы с какими-нибудь новинками, якобы несущими страшную опасность для населения. Так вроде бы всё спокойно, всё прекрасно. Но вот кто-то предложил реализовать важную инновацию, и тут же появляются бескомпромиссные разоблачители «обмана» и «угрозы» национальному здоровью (а то и национальному выживанию). Такая история, например, у нас произошла с ГМО. Десятки лет защитники национального здоровья спокойно взирали на массовое использование пестицидов, совершенно не опасаясь за будущее нации, но стоило появиться трансгенам, как они забили тревогу на всю страну. Результат – официальный запрет на использование ГМО.

Сегодня такой же шум поднимают в отношении технологий сжигания твердых бытовых отходов.  Что получается? Долгие годы у нас чадят мусорные полигоны, предприятия и тепловые станции ежедневно загрязняют воздух (чуть ли не в открытую нарушая экологическое законодательство страны), но борцы за экологию, тем не менее, не нашли тут повода для активных выступлений. Однако стоило только поднять вопрос о сжигании ТБО и принять на официальном уровне соответствующие решения (в частности, речь идет о строительстве четырех мусоросжигательных заводов в Москве и одного завода в Казане), как мы тут же узнали страшную правду об этом деле.

Совсем недавно информационное агентство REGNUM опубликовало некое аналитическое обозрение с пугающим заголовком: «Сжигание мусора несовместимо с концепцией устойчивого развития» (https://regnum.ru/news/innovatio/2240524.html). Столь глубокомысленный философский посыл сам по себе как бы уже намекает на то, что перед нами вырисовывается чуть ли не исторический тупик. Возникает впечатление, что  без технологий сжигания ТБО страна двигалась в правильном направлении, и только появление мусоросжигательных заводов грозит нам неисчислимыми карами. Беды, предрекаемые автором сего опуса, разнообразием не отличаются, хотя звучат угрожающе – диоксины, тяжелые металлы и, как следствие -  онкология.  Собственно, ничего оригинального. Что касается упоминания онкологии, то они давно уже стали дежурной страшилкой для самых разных тем (в случае с ГМО нам предрекают ту же напасть).

Количество мусоросжигательных заводов в Европе (ед) и их суммарная производительность (млн/тонн) в год Самое примечательное в этой статье – ссылка на шокирующий (якобы) зарубежный опыт. Если верить автору, то американцы и европейцы давно уже должны пребывать в глубоком отчаянии от выбранного однажды «неверного» пути в отношении утилизации ТБО. Но собираются ли они с этого пути сворачивать? Отнюдь. Так, в странах ЕС с 2001 по 2010 год количество мусоросжигательных предприятий выросло с 390 до 451. На 2016 год было запланировано строительство 250 таких предприятий. В нынешнем году в Копенгагене должен заработать огромный мусоросжигательный завод, который будет отапливать 160 тысяч домохозяйств и выдавать электричества 62,5 тыс. кВт*час. Напомним, кстати, что Дания намерена к 2025 году вообще отказаться от ископаемого топлива.

Разумеется, такие заводы выбрасывают в воздух определенное количество парниковых и токсичных газов (хотя и в рамках установленных нормативов). Но здесь надо учитывать два принципиально важных момента. Во-первых, угольные станции и другие предприятия также загрязняют атмосферу, и если уж говорить об угрозе экологии, то надо этот момент учитывать. Во-вторых, на Западе сжиганием мусора занимаются давно, не менее 40 лет. И судить об этом направлении на основании оценки работы старых предприятий (работавших в условиях не столь жестких экологических нормативов, как сейчас), мягко говоря, совсем ненаучно.

Автор приведенной статьи ссылается на данные восьми-десятилетней давности, не делая никаких поправок на то, что на Западе происходит постоянное ужесточение требований по экологической безопасности. Например, он приводит данные по США за 2009 год, согласно которым мусоросжигательные заводы Нью-Йорка выбросили ртути на 36% больше, чем угольные электростанции (в оригинале - «угольные заводы»). При этом он почему-то не обращает внимания на то, что за последние годы постоянно совершенствуются как технологии сжигания, так и технологии очистки дымовых газов. А если принять во главу угла современные экологические нормативы ЕС, то они намного жестче тех норм, которые приняты в нашей стране для существующих у нас теплоэлектростанций. Поэтому непонятно, почему автор не обрушивается с гневом на российские ТЭС, не объявляет их угрозой устойчивому развитию, поскольку по меркам европейских стран они вредят экологии сильнее, чем тамошние мусоросжигательные заводы.

В упомянутом контексте совершенно демагогически выглядят его ссылки на устаревшие советские предприятия по сжиганию мусора. «В настоящее время, - пишет он, -  в России работают 7 мусоросжигательных заводов. Сжигание мусора на них производится при температуре до 850 градусов Цельсия. При такой температуре образуется максимальное количество диоксинов, поскольку эффективное разрушение диоксинов возможно только при температурах выше 1200 градусов».

Так в чем, спрашивается, проблема? Мы уже писали о том, что новые отечественные установки по сжиганию мусора, над которыми трудились специалисты Института теплофизики СО РАН, работают именно в таком режиме: в камере дожига как раз и поддерживается указанная температура, разрушающая вредные вещества. В этом-то вся суть. Самое интересное, что наши разработчики предлагают идти тем же путем, который в свое время (три года назад) предложили правительству США сотрудники Центра американского прогресса: строить больше современных мусоросжигательных заводов, а полезные материалы (металл) извлекать из пепла.

Еще раз напомним, что обычная сортировка мусора (на что, судя по всему, настроен автор статьи) проблемы не решает, поскольку до 80-85% отходов приходится  обратно возвращать на свалку. А что такое мусорная свалка с точки зрения экологии? Свалка – это источник парниковых газов (углекислого газа и метана) и тех же диоксинов. Свалки во многих местах дымят и по истечении определенного срока не дымить не могут в принципе! Почему данный момент обходят стороной наши борцы со сжиганием мусора, опять же непонятно. Вместо этого мы слышим от них истерический возглас относительно того, будто мусоросжигательные заводы являются «исключительно опасными» предприятиями для природы и человека. Именно так: «исключительно опасными». Хотя, будь автор более объективен и не стремись он нагнать страху на читателя, он бы выразился более точно: УСТАРЕВШИЕ мусоросжигательные заводы не соответствуют современным экологическим стандартам. Всё! И никакой истерики.

И напоследок необходимо отметить следующее. Вдумайтесь в простой факт: больше всего заводов по сжиганию мусора строят именно в тех странах, где действует САМОЕ ЖЕСТКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.  Воистину, надо обладать совершенно «нестандартным» восприятием реальности, чтобы указанное обстоятельство перевернуть с ног на голову.
Олег Носков