Следы ушедших цивилизаций

Новосибирские археологи имеют богатый опыт участия в международных проектах, достаточно вспомнить многолетнюю работу советских и американских археологов по изучению «сибирских корней» индейцев. Итоги работы этого года подводили на пресс-конференции в Президиуме СО РАН.

Не первый год наши ученые участвуют в изучении древних культур Японских островов. В их активе раскопки поселенческих комплексов культуры дзёмон, работа в ряде археологических парков, налаженное сотрудничество с рядом японских университетов и археологических центров.

Археологический парк Сакитама, Сайтама А на следующий год запланировано целое «археологическое турне» по ряду региональных научных центров от Хоккайдо до Окинавы. Задачи этой поездки обусловлены особенностями организации археологических исследований в Японии. Дело в том, что хотя японцы могут гордиться оснащенностью и эффективностью работы этих центров, но работают они автономно и результаты исследований в основном аккумулируются на уровне префектур. Работа наших ученых будет направлена на обобщение этих результатов, что позволит создать более цельную картину древней истории Японских островов.

Еще более масштабная задача поставлена перед полевой экспедицией, которая второй год трудится в Эквадоре. Ученые вместе со своими латиноамериканскими коллегами изучают памятники одной из древнейших южноамериканских культур – «вальдивия» (5500-3500 гг. до н.э), что в свою очередь позволит лучше понять как шло заселение человеком Американского континента. И им удалось добиться заметных результатов, особенно в этом году.

«Сезон был исключительно успешен», — сообщил журналистам один из руководителей экспедиции, заведующий сектором зарубежной археологии доктор исторических наук Андрей Владимирович Табарев.

Первичное захоронение, умерший человек был похоронен в очень странной позе Во-первых, археологам удалось довольно точно установить переход от докерамической культуры к керамической. В ближайшее время будет установлен точный возраст находок, но ученые практически не сомневаются: речь идет о самой древней керамике в Новом свете. А значит, одна из задач, стоявших перед экспедицией – доказать, что распространение керамики среди древних индейских культур началось с Эквадора – выполнена.

Но этим результаты экспедиции не исчерпываются. В траншеях, заложенных по обе стороны основного раскопа, были найдены два ранних погребения, и они сильно отличаются друг от друга. Одно — первичное, то есть умершего захоронили сразу.  Причем, человек в него был помещен в странной позе: словно сидел, а затем упал на спину. Аккуратность, с которой тело было помещено именно в эту позу, позволяет говорить о некоем ритуале. Второе погребение относится к так называемым «вторичным захоронениям»: тело умершего какое-то время лежит в термитнике, и его объедают насекомые, затем останки перекладываются в могилу. Часть котей в погребении отсутствовала, но зато на уцелевших археологи обнаружили следы окраски некоторых костей охрой.

А самое удачное, что у мужчины из первого погребения сохранились зубы и это позволяет теперь провести анализ его генома. Учитывая, что речь идет о представителе одного из первых поселений человека в Южной Америке, изучение его ДНК (и ряд других антропологических исследований) должны прояснить вопрос о том, какие именно азиатские корни были у предков древнего населения континента.

В следующем году экспедиция намерена продолжить работу рядом с найденными захоронениями: ученые надеются, что это лишь часть большого погребального комплекса и впереди их ждет еще много перспективных находок.

 

Елена Кулешова