«Работа Института пропитана идеями, которые закладывал Беляев»

Продолжаем наши публикации, посвященные открытию памятника академику Дмитрию Константиновичу Беляеву интервью с заместителем директора ФИЦ «Институт цитологии и генетики» Сергеем Лаврюшевым.

– Сергей Вячеславович, насколько я понимаю, Вы не были лично знакомы с академиком Беляевым?

– Да, действительно, я пришел работать в ИЦиГ в середине 1990-х и самого Дмитрия Константиновича, к огромному сожалению, не застал. Но надо учитывать, что вся работа Института пропитана идеями, которые закладывал Беляев, сотрудники постоянно вспоминают о нем. И, по большому счету, моя активная работа здесь началась в 1997 году как раз с подготовки конференции, посвященной 80-летию академика Беляева. Тогда меня поразило, сколько людей приехало поговорить о научной работе, начатой Дмитрием Константиновичем и продолжающейся до сих пор.

А в 2003 году мне было поручено заняться популяризацией Белявских лис как нового вида домашнего животного. Мы проделали большую работу, но теперь все (кто интересуется этой темой) знают, что настоящие домашние лисы производятся только в Институте цитологии и генетики. Так что, хоть я и не знал Дмитрия Константиновича лично, я хорошо знаком с результатами его работы и отношусь к ним с огромным уважением.

– Как родилась идея отметить столетие со дня его рождения не просто юбилейной конференцией, но и установкой памятника?

7 августа 2017 года возле Института цитологии и генетики торжественно открыли памятник академику Дмитрию Беляеву – Идею с памятником предложили Николай Александрович Колчанов и Владимир Константинович Шумный еще три года назад. Они же предложили Андрею Харкевичу разработать его проект. Насколько я помню, им было создано больше двадцати эскизов, и утвердили именно этот макет. И летом прошлого года уже началась работа по созданию самого памятника: стали искать скульптора, согласовывать проект с родственниками. Очень большую помощь оказал Михаил Беляев, предоставивший фото отца, активно участвовавший в согласовании эскизов. Большое ему спасибо!

– А почему в качестве скульптора выбрали именно Константина Зинича?

– Мы изучили работы сибирских скульпторов, которые занимаются качественной малой архитектурной формой. И увидели, что самая высокая концентрация интересных памятников – в Красноярске, причем, наиболее близкими по духу к нашему проекту нам показались работы Константина Зинича. Мы ему просто позвонили и спросили: «Константин Мелатдинович, возьметесь?» Он ответил, что ему это интересно, а, так как он через пару дней планировал быть в Новосибирске, то готов зайти к нам и обсудить проект более детально. Так началось наше сотрудничество, которое вылилось в этот замечательный памятник.

– «Беляевскими чтениями» празднование столетия академика завершается?

– Юбилейные мероприятия – да. Но на этой конференции обсуждали вопрос, что в Институте сильно не хватает регулярной конференции по генетике животных. У нас есть замечательная международная конференция по биоинформатике и смежных с ней темах – BGRS – которая в следующем году отметит свое двадцатилетие. Есть международная конференция «Генетика, геномика, биоинформатика и биотехнология растений», которая прошла уже трижды и также пользуется интересом со стороны научного сообщества. А по генетике животных и человека подобных конференций у ИЦиГ в настоящее время нет.

Поэтому появилась идея, сделать такую регулярную международную конференцию, которая будет проходить по нечетным годам. Будет она носить имя Беляева или нет – вопрос открытий. Но то, что она будет и раз в десять лет в ее рамках будут проходить «Беляевские чтения» – это точно.

– На открытии памятника было проанонсировано, что ФИЦ ИЦиГ присвоят имя Дмитрия Константиновича Беляева, а на стене главного корпуса, недалеко от памятника, появится интерактивный экран, с которого будут, в том числе, рассказывать и о его работе. Как продвигаются дела в этом направлении?

– Наш ученый совет принял решение о присвоении Институту имени Беляева, объединенный ученый совет по биологическим наукам РАН наше решение одобрил. Соответствующее письмо в ФАНО было отправлено. То есть, процесс идет. Когда пройдет переименование точно сказать сложно. Мы стараемся пройти все процедуры в этом, юбилейном году. Если получится – будет хорошо. Что касается идеи с интерактивным экраном, то она будет воплощаться в рамках концепции «Тропы науки», возможно, в качестве одного из первых ее элементов.