В среду, 15 марта, в Новом корпусе НГУ состоялась встреча директора Института теплофизики СО РАН, академика Сергея Алексеенко со студентами университета и научными сотрудниками институтов Академгородка. Напомним, что Сергей Алексеенко является одним из кандидатов на пост главы СО РАН. Вопрос с избранием будет решаться на следующей неделе, и окончательной датой, скорее всего, станет 23 марта. Предрекать здесь что-либо мы, разумеется, не можем. Зато у нас есть возможность оценить позицию кандидата, которая была им отчетливо обозначена в ходе упомянутой встречи.
Сергей Алексеенко охарактеризовал ситуацию в Сибирском отделении как «очень сложную», требующую отчетливого понимания того, какими путями придется развиваться дальше. В настоящее время, в ходе проводимой реформы РАН, ситуация очень сильно усложнилась, причем не в последнюю очередь – ввиду нечетких требований, предъявляемых со стороны государства к членам Академии. В таких условиях существенно возрастает роль руководителя СО РАН, поскольку от него во многом будет зависеть направленность конкретной работы ученых. А для этого необходимо понять, какие задачи стоят перед нашим академическим сообществом на нынешнем (весьма и весьма сложном) этапе.
Чтобы осознать, куда двигаться нашим ученым, какие цели и задачи ставить перед научными организациями, Сергей Алексеенко предложил внимательно изучить экономическую ситуацию в стране и сделать из этого правильные выводы.
«Почти все вопросы, - отметил он, - которые мы будем обсуждать, связаны с финансами. А раз так, то нужно знать, какое у нас состояние, на что мы можем претендовать, а если можем, то еще нужно знать, откуда нам взять эти деньги». По его словам, ситуация в экономике сейчас не утешительна. Произошло резкое падение ВВП, инфляция хоть и небольшая, но это объясняется низкой платежеспособностью населения. Еще один печальный факт, на который обратил внимание Сергей Алексеенко, - это вывоз капитала, составляющий сейчас колоссальные цифры (так, в 2014 году отток был на уровне 153 миллиардов долларов!). Другой принципиальный момент – инвестиции в экономику, без которых она просто не может состояться. В Китае, например, эти вложения достигают 45% от ВВП, в России (фактически) – порядка 12 процентов.
Согласно официальным прогнозам, - говорит Сергей Алексеенко, - у нас до 2030 года ожидается рост ВВП на 2 – 3 процента. «Этого очень мало. Если так будет дальше, то мы не дождемся ни поддержки образования, ни поддержки науки. Это я вам гарантирую, поскольку для такой поддержки требуется рост на уровне 6 – 8 процентов», - констатирует ученый. Единая подоходная шкала налогов, по его мнению, также не содействует решению задач развития. Должна быть, считает Сергей Алексеенко, прогрессивная шкала налогообложения, а также налоговые льготы для инновационного бизнеса. Только так можно развить экономику.
«Я обращу внимание на то, что касается всех нас. Это – совершенно принципиально. Необходим инновационный сценарий развития экономики. Первого декабря была принята стратегия научно-технологического развития России. И если мы нормально войдем в это дело, то получим нормальный источник дохода и для Академии, и для инновационных предприятий, и для образования» - подчеркнул Сергей Алексеенко. По его мнению, необходимо довести финансирование науки хотя бы до 2% ВВП (фактически – увеличить в два раза). При этом очень важно выделить здесь отдельную строку на фундаментальные исследования. Это как раз то, что достанется Академии и тем вузам, которые занимаются экономической деятельностью.
Особое внимание Сергей Алексеенко уделил энергетике. Почему? Потому что энергетика – это базовая отрасль экономики. Он указал на связь между ВВП и энергопотреблением. Данная корреляция особо прослеживается в России.
«У нас, - заметил ученый, - доля от доходов от экспорта нефти и газа составляет 68%. Это, конечно же, означает, что мы – сырьевая страна». В то же время будущее мировой энергетики, уверен Сергей Алексеенко, связана с возобновляемыми источниками энергии. Их существенный рост, по его словам, начнется после 2050 года. По мнению ученого, в будущем большое значение будет иметь фотовольтаика и гео-петротермальная энергетика. Поэтому, говоря об инновационной экономике, необходимо учитывать указанные энергетические тренды.
Серьезная проблема для нашего академического сообщества заключается в том, что вследствие реформы произошло разделение Академии наук и тех институтов, которые когда-то ей принадлежали. Активно выступать против этого бессмысленно, считает Сергей Алексеенко, поскольку указанное разделение произошло на законных основаниях, а против закона смысла бороться нет. На его взгляд, в данных условиях оптимальным вариантом является совершенствование отношений между ФАНО и Академией наук – так, чтобы избежать бюрократических процедур и четко разделить зоны ответственности.
Говоря о работе Сибирского отделения, Сергей Алексеенко отметил следующее: «Сейчас все региональные отделения СО РАН принадлежат ФАНО. То есть, в других городах нет структуры, которая бы относилась к Сибирскому отделению. И это большая проблема. Если не будет такой структуры – не будет и СО РАН. Я вижу в этом серьезную опасность, потому что в ближайшее время должны принять постановление о научных центрах, и в зависимости от того, какие это будут постановления, сложится и наша судьба», - пояснил он.
Следующий принципиально важный момент касается характера самой научной деятельности. По мнению Сергея Алексеенко, ученым необходимо ориентироваться на полный инновационный цикл: «наука – технологии – массовое производство – рынок». «Если хотя бы одной ячейки из этого звена не будет, то эта цепочка становится бессмысленной», - пояснил он. И второе: необходимо также ориентироваться на технологии полного цикла. То есть должна идти полная цепочка – от сырья до конечного продукта. Например, разработанная в ИТ СР РАН технология получения плазмохимическим методом солнечных элементов предполагает использование такого сырья, как моносилан. В нашей стране его нет. И это означает зависимость от внешних условий. «Если мы реализуем указанные положения, тогда это приведен нас к технологической независимости базовых отраслей национальной экономики и выведет Россию в число мировых технологических лидеров», - отметил ученый.
Особую роль Сергей Алексеенко отводит Новосибирскому Научному центру. «Академгородок – это уникальное место в мире. Многие даже брали его за образец. Здесь имеет место уникальное сочетание академических институтов, университета и Академпарка. По сути, сейчас здесь реализуется знаменитый «треугольник Лаврентьева». И теперь наша самая главная цель – воспользоваться этими уникальными особенностями», - подчеркнул Сергей Алексеенко. Прежде всего, считает он, необходимо создать Новосибирский Наукополис как многоуровневую территориальную структуру. Его центром должен стать Академгородок со своими институтами, университетами и Технопарком. Это первый уровень. Второй уровень – предприятия левого берега. Это будет тот пояс внедрения, о котором говорил Михаил Лаврентьев. Наконец, третий уровень – это то, что когда-то было связано с деятельностью Медакадемии и Сельхозакадемии.
«Но этого мало. У нас часто забывают про Новосибирск, хотя без большой промышленности это всё бессмысленно. Поэтому Новосибирск со своими крупными предприятиями и вузами есть четвертый уровень», - подытожил Сергей Алексеенко. Он также напомнил о региональной программе реиндустриализации, назвав ее базисом существования Наукополиса. И весьма показательно, что именно у нас – впервые в России – был поставлен вопрос о реиндустриализации.
В указанном контексте было предложено создание специального Общественного совета, куда должны входить самые влиятельные общественные лица: представители СО РАН, руководство Технопарка, чиновники, депутаты, представители молодежных общественных организаций, представители ЖКХ и образовательных учреждений. Иначе говоря, решения, так или иначе связанные с жизнью Академгородка, должны приниматься по согласованию между инстанциями.
В целом необходимо отметить, что выступление не содержало никаких двусмысленностей и общих фраз. Все было конкретно и по делу. И самое важное – наука и научная деятельность были четко привязаны к экономике страны и к жизни людей. Как заметил Сергей Алексеенко, отвечая на вопрос о его отношении к гуманитарным наукам: «Раньше у нас ставился вопрос о революциях, о необходимости кого-то догонять. Но вот сейчас в гуманитарных науках появилась парадигма, которая ставит во главу угла качество жизни человека. И теперь гуманитарные науки дают сопровождение той деятельности, которой мы, ученые-технари, занимаемся. Поэтому у меня такой принцип: хорошо нам нужно жить сегодня, а не завтра».
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии