Не так страшен ФИЦ…

Проводимая реформа Академии наук часто вызывает нарекания со стороны научного сообщества: в ходе ее чиновники пытаются «оптимизировать» процессы, в которых недостаточно разбираются, что приводит к обратным результатам. Но все ли нововведения плохи? С этого года анонсировано внедрение новых структурных единиц – Федеральных исследовательских центров (ФИЦ). Один из них, на базе Института цитологии и генетики (ИЦИГ) и Сибирского НИИ растениеводства, создается в Академгородке. Зачем понадобилась такая реорганизация и чем будет заниматься новый ФИЦ, мы попросили рассказать заместителя директора ИЦиГ СО РАН Сергея Лаврюшева.

– Новая форма – ФИЦ – позволяет объединить в рамках одной организации и фундаментальную науку, и прикладные исследования, и работу по внедрению полученных результатов, и, даже, образовательную работу по подготовке молодой смены научных кадров. Такая система «всё включено», в рамках которой возможна реализация научно-исследовательских проектов полного цикла. Для нас это оказалось оптимальным вариантом, поэтому мы включились в этот процесс одними из первых.

– А почему многие из ваших коллег по Академии наук отнеслись к этой новации с прохладцей?

– Потому что создание ФИЦ означает, что в сложившийся научный коллектив войдет большое число новых сотрудников, многие из которых будут заниматься вещами, далёкими от фундаментальной науки. И это вызывает у научных сотрудников определенную настороженность. ИЦиГ СО РАН в этом плане было проще, чем многим другим институтам: мы изначально были многопрофильным институтом, ориентированным на прикладные разработки и их внедрение: новые сорта зерновых культур, породы домашних животных, новые лекарственные препараты. Плюс, у нас существует достаточно мощная аспирантура.

Можно сказать, что мы уже были потенциальным ФИЦ. И потому реорганизация не сильно изменит нашу текущую работу. Разве что, наоборот, упростит некоторые вещи. Теперь нам будет проще получать заказы на определенные работы от других органов федеральной власти. А значит, наш бюджет и ресурсы для научной работы увеличатся.

– Но такое положение вещей далеко не во всех институтах. Как, по Вашему, будет развиваться ситуация?

– А всем и не надо преобразовываться в ФИЦ. Существует несколько новых структурных видов научных организаций. Помимо ФИЦ, это будут Национальные исследовательские институты (НИИ), которые станут заниматься исключительно фундаментальной наукой. Разработку и научное сопровождение при внедрении новых критически важных технологий поручат Федеральным научным центрам. А Региональные научные центры (РНЦ) займутся решением задач, которые имели географическую локализацию. В принципе, структура получается логичная. И если процесс реорганизации не затянется и будет проходить в соответствии с заявленными принципами, то он пойдет на благо.

– Возвращаясь к создаваемому ФИЦ «Институт цитологии и генетики». Вы отметили возможность реализации проектов полного цикла.  О каких конкретно проектах идет речь?

– Их у нас сразу несколько. Первый - «Молекулярные биотехнологии» - предполагает создание опытных производств, на которых будут выпускать целевые продукты с высокой добавочной стоимостью из возобновляемых растительных ресурсов. Второй проект предполагает внедрение технологий геномной селекции в практику отечественного животноводства с учетом климато-географической специфики территории России. Результатом станут новые, улучшенные породы скота, выведенные специально для Сибири. В рамках третьего проекта будет проводиться большая работа по изучению генетических патологий человека на специально выведенных лабораторных животных. Реализация данного проекта позволит сделать Новосибирск центром доклинических испытаний фармацевтических препаратов. Это, как понимаете, хорошо и для экономики города. Еще один проект состоит в разработке генетических технологий и получения с их помощью новых высокопродуктивных и стрессоустойчивых сортов хозяйственно-ценных растений. Так что задачи перед нашим коллективом стоят очень серьезные, но ИЦИГ (как и СО РАН в целом) не привыкать к выполнению работ такого масштаба.

 

Записал Георгий Батухтин

Комментарии