«Национальная технологическая инициатива»

Аддитивным технологиям был посвящен отдельный «круглый стол» во время проведения Международного Форума «Технопром – 2016».  Актуальность данной темы давно уже оценили на самом верху. Так, в феврале прошлого года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов была организована большая научно-практическая конференция «Аддитивные технологии в Российской промышленности». Как сказал по этому поводу вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, «в России дан старт развитию аддитивных технологий… Это, по сути, новая промышленная революция Шестого технологического уклада».

Напомним еще одно обстоятельство. Не так давно глава государства Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию объявил о необходимости реализации национальной технологической инициативы. В частности, предлагалось понять, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни и развитие отраслей нового технологического уклада. Для реализации поставленной задачи  планируется объединить усилия проектных и творческих команд,  а также развивающихся компаний, готовых «впитывать» передовые разработки. Сюда же должны будут подключиться ведущие университеты и исследовательские центры, крупные деловые объединения страны и Российская академия наук.

По мнению участников упомянутого «круглого стола», провозглашенную нашим президентом национальную технологическую инициативу необходимо увязать именно с развитием аддитивных технологий, которые во многом определят облик индустрии будущего. По сути, речь идет не просто о внедрении каких-то изобретений – речь идет о внедрении принципиально новых подходов к созданию изделий. Как высказался один из участников этого мероприятия, аддитивные технологии содержат «антироденовский» принцип.

Как мы знаем, знаменитый французский скульптор Огюст Роден так характеризовал суть своей работы: «Вы берете каменную глыбу и отсекаете все лишнее». По тому же принципу на заводских станках вытачивались отдельные детали и целые изделия: брали болванку и «отсекали» всё лишнее (оставляя горы отходов).

Так вот, при использовании аддитивных технологий материала берется ровно столько, сколько его нужно. Принцип «отсекания» здесь отсутствует. Используя несколько  технологических приемов, можно сразу же поучить готовую деталь.

Актуальность аддитивных технологий давно уже оценили на самом верху Показателем перспективности данного направления является стремительное развитие рынка аддитивных технологий. Начиная с 2001 года этот рынок растет. По данным генерального директора «ВИАМ» ГНЦ РФ Евгения Каблова, среднегодовой темп роста с 2003 по 2012 год составил 14 процентов. А с 2012 года темпы роста увеличились до 19 процентов.  Если брать доли рынка аддитивных технологий, то 36% приходится на готовые изделия, 27% – на соответствующие машины и программное обеспечение, 19% – на порошки, волокна, жидкие полимеры и листовые материалы, оставшиеся 19% – на консультации и услуги. Если брать распределение рынка аддитивных технологий по отраслям, то ситуация выглядит так: 22% составляет электроника, 19% – автомобили, 16% – медицина и стоматология, 13% – станкостроение, 10% – авиация и космонавтика, и оставшиеся 20 процентов – все остальные отрасли.

Что касается изделий, то пока что львиную долю здесь составляют изделия на полимерной основе. Однако постепенно растет доля изделий на основе металлического порошка, составляя в настоящее время где-то 15 процентов.

Применительно к аддитивным технологиям выделяется три основных уровня развития данного направления. Первый уровень – это вспомогательное производство, где происходит создание оснастки и моделей для изготовления каких-то деталей. Второй уровень связан с изготовлением прототипов деталей и элементов конструкций. Наконец, третий (высший) уровень связан с изготовлением опытных и серийных партий деталей для применения в действующих образцах техники. Критерием развития аддитивных технологий является соотношение изделий, произведенных по 1-му и 2-му уровням реализации, к изделиям (деталям) 3-го уровня. Так вот, согласно данным Евгения Каблова, в США это соотношение составляет 70:30, в Китае и в странах ЕС – 85:15. Показательно, что американцы намерены к 2020 году достигнуть соотношения 20:80. То есть львиная доля изделий будет приходиться на готовую товарную продукцию.

Чем может похвастаться наша страна? Пока еще ничем. К сожалению, доля России на ранке аддитивных технологии очень низкая – примерно 1,7%. Это даже меньше, чем доля наших научных публикаций по этой теме. 

А что касается соотношения уровней, то его красноречиво характеризует такой факт: на сегодняшний момент у нас создано всего лишь три (!) детали, включенных в конструкторскую документацию (то есть соответствующих третьему уровню).

Примеры успешного использования аддитивных технологий (например, в отечественном авиастроении) так или иначе связаны с импортным оборудованием и импортным сырьем В этой ситуации большая роль отводится государственным и иным мерам поддержки данного направления. В числе таких мер – подпрограмма Министерства промышленности и торговли «Развитие производства средств производства», которая предполагает поддержку быстрореализуемых проектов (со сроком реализации не более 1,5 лет) и субсидирование процентных ставок по кредитам. Еще одна мера – средства фонда «РФРП», направленные на поддержку комплексных проектов с развитием кооперации в форме консорциумов. Не менее важную роль должны играть различные формы государственно-частного партнерства, в рамках которых предполагается софинансирование с участием Министерства образования и науки.

В принципе, процесс понемногу налаживается. Но надо иметь в виду следующее. Примеры успешного использования аддитивных технологий (например, в отечественном авиастроении) так или иначе связаны с импортным оборудованием и импортным сырьем. Как открыто признали участники «круглого стола», наше сырье для производства изделий не подходит. Точнее, не подходит для импортных машин. И в настоящее время именно сырье является тем «крючком», на котором российских промышленников удерживают западные производители машин.

Кстати, полтора года назад данная проблема была озвучена новосибирскими учеными и промышленниками на одном из «круглых столов», организованном департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска. Купить импортную машину для изготовления деталей – дело не сложное (были бы деньги). Проблема может случиться тогда, когда поставщики оборудования взвинтят цены на сырье или вообще прекратят его поставку (например, по чисто политическим мотивам – из-за санкций). Интересно, что в Академгородке есть институты (например, Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН), готовые взяться за решение этой проблемы. Но для этого необходимо отладить более тесные коммуникации с промышленниками, поскольку ученые не могут определить необходимые параметры требуемых порошков.

По большому счету, коммуникации между наукой и производством начинают восстанавливаться только сейчас (ввиду ликвидации многих отраслевых институтов).  И смогут ли научные организации, ориентированные на фундаментальные исследования, оперативно решать такие вот сугубо прикладные задачи, пока что до конца не ясно. Как не ясна еще до конца и роль нашего государства в этом процессе. Да, признание руководителями страны серьезной роли аддитивных технологий можно трактовать как хороший знак. Однако тот факт, что поддержка столь важного направления опять «размазана» по разным министерствам, фондам и программам, есть главное свидетельство того, что переход от громких заявлений к сосредоточенной работе по модернизации нашей индустрии пока еще только намечается. Не менее показательно и то, что разработка необходимой нормативной базы для аддитивных технологий началась примерно год назад. Процесс, конечно, пошел, чему нельзя не радоваться. Но и в этом случае не стоит забывать того, что современные технологии развиваются гораздо быстрее, чем наши чиновники успевают реагировать на изменение ситуации.

Олег Носков