На пути к «зимостойкому» саду

Широко распространено мнение, будто нормальный плодовый сад в условиях Сибири – вещь неблагодарная: достаточно одной суровой зимы, и всё придется начинать заново. Отсюда делается вывод, что с яблонями, грушами, вишней и сливой лучше не рисковать. И вообще, не стоят якобы подражать южанам. Для Сибири, дескать, подходят соответствующие зимостойкие культуры вроде смородины, облепихи, жимолости, черемухи, ранеток. А нормальные фрукты надо-де покупать на рынке.

Тем не менее, многие сибирские садоводы идут на такие риски, стараясь создать «настоящий» сад. Пусть не совсем как на юге страны, но хотя бы такой, как в Средней полосе России. И вряд ли мы переломим эту тенденцию. Гораздо лучше, когда к этому процессу подключается наука, подключаются селекционеры, в результате чего появляются сорта, более-менее подходящие для сибирских условий. В советские годы, кстати, были грандиозные планы по продвижению плодовых культур на север. И надо отдать должное нашим ученым, внесшим серьезный вклад в создание зимостойких сортов (достаточно упомянуть хотя бы Ивана Мичурина).

Этот процесс продолжается и в наше время, причем, серьезную роль в таком деле продолжают играть дальневосточные селекционеры. На прошедшей в Институте цитологии и генетики СО РАН III Международной конференции «Генофонд и селекция растений» (посвященной 130-летию Николая Вавилова), представитель Дальневосточного научно-исследовательского института сельского хозяйства (г. Хабаровск) Олег Михайличенко ознакомил своих коллег с последними новинками дальневосточной селекции плодовых культур, связанной с использованием местных диких видов. Он напомнил, что отличительной особенностью растений, произрастающей в этих краях, является именно их зимостойкость.

«По этому свойству наши растения превосходят все другие соответствующие им виды, какие только известны на земном шаре. На Дальнем Востоке только дикорастущих плодово-ягодных растений насчитывается около 70 видов. Благодаря зимостойкости, их можно использовать на всей территории России. Но наиболее это актуально, как мы понимаем, для территорий от Урала до Сибири, - подчеркнул ученый. 

Надо сказать, что именно это свойство давно уже используется в отечественной селекции. В Хабаровском крае первое учреждение, занимающееся селекцией плодово-ягодных растений, было создано еще в 1937 году. И в течение 80 лет здесь было создано более ста сортов яблони, груши, сливы, вишни, абрикоса, актинидии, винограда. Как мы понимаем, в самом использовании для селекции устойчивых к морозу «дикарей»  ничего нового нет. Однако при этом необходимо понимать, что мало вывести зимостойкий сорт. Необходимо при этом добиться высоких вкусовых качеств плодов (чтобы было почти «как на юге»).

С определенных пор селекционеры Хабаровска обратили внимание и на абрикос. На сегодняшний день, по словам Олега Михайличенко, представляемый им институт сосредоточен на селекции яблонь, груш, слив и абрикоса. Особое внимание уделяется грушам. «Груша, - пояснил ученый, -  была и остается ведущей культурой на Дальнем Востоке, в частности, в Хабаровском крае. Ранее в специализированных хозяйствах 60% насаждений многолетних растений занимала именно эта культура». Отметим, что груши дальневосточной селекции  довольно широко используются в любительских посадках, в том числе и у нас, в Сибири. Известна целая группа сортов под собирательным названием «лукашовки» - по имени хабаровского садовода-оригинатора Артемия Лукашова, который впервые скрестил прибалтийские и средне-русские ранние сорта груши с дикой уссурийской грушей. Местный дикий вид в данном случае был использован как донор зимостойкости. По этому качеству ей нет равных среди всех видов диких груш. Правда, качество плодов при этом оставляет желать лучшего. Поэтому на сегодняшний день «лукашовки» нуждаются в замене из-за довольно посредственного вкуса и грубой мякоти плода. Не удивительно, что спрос на них начал падать.

Однако селекционеры не останавливались на достигнутом, и последователи Лукашева существенно обновили ассортимент груш дальневосточной селекции, создав гибриды второго поколения, отличающиеся улучшенными вкусовыми качествами. В настоящее время, отметил Олег Михайличенко, в селекции стали использоваться западноевропейские сорта груш, благодаря чему удалось получить гибриды с еще более высокими товарными характеристиками. Помимо этого в качестве доноров вкуса применяются и некоторые китайские сорта груш. Параллельно ведется работа и по отбору хозяйственно-ценных форм уссурийской груши для введения в культуру тех районов Дальнего Востока, где культурные сорта груши не переносят суровых зим.

Надо ли говорить о важности такой работы для сибирских садоводов? Показательно, что из семечковых культур именно груша (в отличие от яблони) по сию пору является экзотикой для сибирских садов. Во многом это связано именно с тем, что популярные некогда «лукашовки» не вызывают большого интереса со стороны наших любителей. Остается надеяться, что новые сорта дальневосточной селекции с более вкусными плодами придутся сибирским дачникам по душе. Как-никак, но груши так и просятся в дополнение к вездесущим яблоням, и без них «настоящий» сад выглядит сиротливо.

То же самое можно сказать и в отношении таких культур, как слива и абрикос. Сливы уже появляются в наших садах, и благодарить за это надо, опять же, дальневосточных селекционеров. На Дальнем Востоке слива рассматривается сегодня как одна из самых перспективных плодовых культур. По словам Олега Михайличенко, дальневосточные сорта сливы наиболее скороплодны из мирового ассортимента этой породы. Сливовые деревья довольно долговечны, и при грамотном выращивании их продуктивность составляет 20 – 25 лет, а урожайность некоторых сортов в нормальные годы составляет до 80 килограммов с одного дерева.

Кроме того, с определенных пор селекционеры Хабаровска обратили внимание и на абрикос. Работа, как мы понимаем, также была направлена на выведение зимостойких сортов с плодами хороших вкусовых качеств. В селекции используется зимостойкий восточно-азиатский вид абрикоса (маньчжурский абрикос), который скрещивается с европейскими и среднеазиатскими сортами. К настоящему времени, по словам Олега Михальченко, в Государственный реестр уже  внесено несколько вполне удачных новых сортов.

Таким образом, наш дальневосточный «резерв» дает сибирякам неплохие шансы на то, чтобы разнообразить свои сады не хуже, чем на юге. Стоит думать, что не за горами тот день, когда покупка на рынках южных фруктов станет для многих  дачников совсем не актуальной. В принципе, благодаря работе наших селекционеров, мы уже активно движемся в этом направлении.

Олег Носков