Модель взаимодействия науки, власти и бизнеса в инновационном процессе

Структура потребительского рынка прямо отражается на экономике государства, преобладание экспорта характеризует слабую инновационную активность институтов инновационного развития. Многократно высказывается мнение о том, что необходима инновационная мотивация и объединение усилий власти, науки и бизнеса, для того чтобы преодолеть те препятствия, которые тормозят инновационный процесс.

Необходимо найти решение, как сформировать мотивационный фактор и каким образом объединить усилия абсолютно разных по структуре, по статусу, по сфере деятельности институциональных единиц. Притом, что такое решение должно быть конструктивным, надежным, и должно работать как механизм, защищенный от субъективного волюнтаризма, коррумпированных интересов и бюрократических преград.

В хозяйственной системе инновационный процесс (лат. innovation – нововведение, новшество), как комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений проходит длительный путь: от разработки интеллектуальных продуктов, через институциональные условия экономических отношений к производству и потреблению новых благ и услуг.

С точки зрения процессного подхода, связь между научной разработкой интеллектуальной собственности и предпринимательской активностью производителей новых благ и услуг, осуществляется через социальные институты власти. Эти институты федеральной, региональной, муниципальной власти прямо или косвенно обеспечивают инновационное взаимодействие между идеей и производством. Но насколько эффективно?

Не секрет, что научная среда, которая разрабатывает знаниевый ресурс общества, находится в экономической и административной зависимости от институтов государственной власти. Чего стоит практика отбора проектов, оформление разрешений на производство инновационной продукции, сертификация… В результате новаторы часто остаются не у дел, особенно тогда, когда дело касается базисных инноваций.

Согласимся с мнением к.соц.н., с.н.с. Л. Мельцер, высказанным в работе «Противоречия новаций и их разрешение»:

«базисные инновации на первом этапе не поняты, не отработаны, не имеют сторонников, авторы их совершенно беззащитны, отсутствуют ресурсы для испытания и развития этих технологий. С другой стороны внедрение прорывных идей вызывает обесценивание традиционных технологий и их носителей – производственников и ученых, их патентов и ноу-хау, их опыта, знаний и бизнеса, что негативно сказывается на их социальном статусе и, соответственно, вызывает сильнейшее сопротивление».

Еще одним тормозом инновационного развития становится неопределенность в системе прав на интеллектуальную собственность. Поскольку оформление охранных документов является долгой и неудобной процедурой, многие разработчики и научно-исследовательские коллективы не в состоянии пройти эту процедуру своевременно и корректно. Что не позволяет авторам получать финансовое вознаграждение от своих изобретений и снижает их мотивацию к научной деятельности.

Кандидат философских наук А. Лук, говоря о творчестве, перечисляет четырнадцать типов творческих способностей людей. Из них уязвимыми считаются несколько типов. В том числе «идеалисты», которые являются генераторами идей. Имея множество идей, идеалисты, как правило, непрактичны, не умеют доводить свои идеи до логического конца, но  остерегаются выносить их в «сыром» состоянии на обсуждение. Это не редко служит причиной драматических столкновений, и главное – снижает творческий потенциал группы.

Кто тогда и как может решать проблемы взаимодействия творчества и производства, науки и бизнеса?  Таким образом, с одной стороны инновации зависают на стадии своего зарождения, боясь открыто входить в качестве интеллектуальной собственности в нестабильную социально-экономическую среду. По другую же сторону этого барьера предприниматели находятся в поиске новых изобретений, в надежде на то, что инновации им помогут развить бизнес, расширить продуктовую линейку, улучшить выпускаемый продукт.

Кто тогда и как может решать проблемы взаимодействия творчества и производства, науки и бизнеса? Конечно институты государственной власти, которые обладают всеми необходимыми для этого инструментами. И в этом отношении перспективным будет внедрить предлагаемую модель именно на Новосибирской муниципальной площадке.

Кому как не Новосибирску, обладающему мощным научным потенциалом и развитой промышленной инфраструктурой инициировать новый инновационный проект.

Для того чтобы инновационные процессы стали интенсивно работать, необходимо создать комфортные условия реализации своих возможностей для всех участников этих процессов. Такими комфортными условиями можно считать открытость доступа к информации, право выбора партнеров, возможность совершенствования разработок, гарантия вознаграждения за участие в инновационном процессе.

Открытость доступа к информации обеспечивает Интернет, поэтому эффективной будет модель взаимодействия в информационном пространстве, которую условно назовем «Инноватор». Это не говорит о том, что в информационном пространстве можно размещать все что угодно. Условия авторизации, аутентификации и фильтрации надежно оградят специализированный информационный ресурс от ненужного и вредного спама. Величину открытого регионального информационного пространства можно увеличивать по мере становления проекта, и расширения области сотрудничества до размеров российского сегмента Интернета. При этом нелегкий груз управления проектом должно оставаться за его разработчиком – Новосибирском.

Право выбора партнеров обеспечивается сегментацией инновационного процесса на несколько стадий, получивших краткие названия: гипотеза (Г) – методика (М) – образец (О) – производство (П). Потому что любая инновация начинается с когнитивной идеи, в формальном виде представленной как гипотеза. Для практической реализации гипотезы понадобится методика изготовления нового продукта. Также нужны материалы и средства, с помощью которых по новой методике можно произвести эксперимент или сделать промышленный образец. И лишь за тем методику или образец предприниматель возьмет в производство.

Разделение этапов инновационного процесса создает условия одному субъекту выдвигать гипотезу, другому – разрабатывать методику, третьему – изготавливать промышленный образец, четвертому – производить новую продукцию. Что содействует реализации своих творческих способностей каждому субъекту в наиболее приемлемой для него сфере деятельности. Причем такая детализация инновационного процесса не исключает таких ситуаций, когда любых два или все три его этапа будут освоены одним субъектом.

Схема инновационного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема инновационного процесса

Сегментация инновационного процесса позволяет обособить в нем отдельные функции и раскрывает возможность их вариативной перестановки без нарушения порядка их последовательности. Например, гипотеза (Г) натолкнула нескольких технологов на разработку своих методик (М1; М2; М3). Лаборатории, имеющие средства для опытного испытания образца создали их три экземпляра (О1; О2; О3). Один предприниматель (П1) запустил в производство образец О1 завершив процесс инновации «Г-М1-О1-П1». Другой предприниматель выбрал линейку «Г-М3-О3-П2» на правах пользователя инновацией.

Каждый из бизнесменов, пользующейся инновацией, платит ее разработчикам (через государственный орган, инициирующий и контролирующий данный процесс) 10% от прибыли. Это для бизнеса не накладно, потому что бизнесмену, зарабатывающему на инновации, остается 90% прибыли. Вознаграждение за разработку распределяется следующим образом: 3% за идею; 3% за технологию; 3% за испытание образца и 1% на организационные расходы.

Сама разработка находится в свободном доступе для всех желающих запустить ее в производство. И чем привлекательней инновация, чем интенсивней будет производство нового продукта, тем большее вознаграждение будут получать ее разработчики. Если конечно какой-либо бизнесмен не приобретет инновацию как интеллектуальную собственность у разработчиков на взаимовыгодных условиях через специализированный орган.

Реактивную скорость инновационным процессам будет задавать временной параметр. Кто первый по времени выдвинул идею, разработал методику, испытал образец, тот и является полноправным владельцем данного инновационного фрагмента.

А каким образом этот фрагмент впишется в последовательную цепочку инновации, и какую прибыль он принесет, будет зависеть от выбора пользователей идеей, методикой, образцом. Они оценят своим выбором вклад каждого участника инновационного процесса.

Здесь фактически высказывается только идея конструкции информационного проекта «Инноватор» по взаимодействию изобретателя, власти и бизнеса. В кратком формате небольшой статьи нет возможности вдаваться в технологические и организационные подробности проекта. Хотя есть интересные предложения по формированию его информационного пространства, привлекательной витрины интерфейса, организации процессных взаимодействий и т.п. Но эти подробности станут актуальными лишь в случае заинтересованности проектом соответствующих структур.

Особое внимание хочется обратить на значение участия авторитетных муниципальных институтов в разработке инновационного проекта и роль государственных структур в его правовом, информационном и организационном сопровождении. Тем более что в Новосибирске найдется достаточно желающих в академических и промышленных кругах вывести регион на рельсы инновационного развития.

 

Елена Горчакова