«Меня всегда вдохновлял эксперимент»

В четверг, 30 марта, стало известно о смерти известного советского ученого-физика, лауреата Нобелевской премии по физике Алексея Алексеевича Абрикосова. О его кончине сообщил бывший министр образования Дмитрий Ливанов, который называл себя учеником известного ученого.

Абрикосов родился 25 июня 1928 года в Москве в семье патологоанатомов. Окончил среднюю школу в 1943 году, а в 1945-м решил заниматься физикой на физическом факультете МГУ.

В 19 лет он сдал Льву Ландау теоретический минимум, а через год с отличием окончил факультет.

Еще через год он защитил кандидатскую диссертацию, а всего в 27 лет стал доктором физ.-мат. наук. В начале 50-х годов вместе с Ландау и Халатниковым Абрикосов опубликовал фундаментальный труд, получивший название «московского нуля». Построенные в нем новые методы расчета позднее использовались для решения задач статистической физики. А написанная с Горьковым и Дзялошинским книга «Методы квантовой теории поля в статистической физике» стали настольной книгой у многих теоретиков мира.

В 1957 году Абрикосов сформулировал концепцию сверхпроводимости второго рода, построил теорию магнитных свойств этих веществ — работа, ставшая одной из наиболее цитируемых в научной литературе. Более поздние работы физика были посвящены анализу высокочастотных свойств сверхпроводников, изучению свойств магнитных примесей, открытию бесщелевой сверхпроводимости.

В 1960-е годы Абрикосов начал заниматься теорией нормальных металлов, полуметаллов и полупроводников. Сегодня эти работы стали актуальны в свете открытия графена и его уникальных свойств.

В 1970–1980-е годы ученый занимался созданием теории квазиодномерных систем, изучал свойства спиновых стекол, занимался организаторской и педагогической работой в Институте теоретической физики имени Ландау, одним из основателей которого сам являлся. В 1988 году Абрикосов стал директором на кафедре теоретической физики в МИСиСе, в том же году он издал учебник «Основы теории металлов», написанный на основе прочитанных им курсов в МГУ, МИСиСе и МФТИ.
В 1991 году Абрикосов принял предложение о работе в Аргоннской национальной лаборатории и иммигрировал в США. Там он продолжил заниматься научной деятельностью.

«Я видел, что экономика России явно катится вниз. У меня не было сомнений, что первой жертвой этого станет фундаментальная наука, которая никакого дохода не приносит, — вспоминал Абрикосов. — К тому времени некоторые мои коллеги уже уехали за границу и успешно работали, в том числе в Штатах. Так что я был далеко не первым. Сначала попробовал узнать, есть ли возможности для меня работать в США. Если бы их не было, то я бы никуда и не поехал. Во-вторых, политическая обстановка была неустойчива. Явно назревал какой-то заговор, это я отчетливо чувствовал. И понимал: если он будет успешным, то границы опять закроют и тогда уже поздно будет».

В Аргоннской национальной лаборатории Абрикосов смог объяснить большинство свойств высокотемпературных сверхпроводников на основе купрата и установил в 1998 году новый эффект (эффект линейного квантового магнитного сопротивления). «Анализ экспериментальных данных показал, что этот эффект был обнаружен еще Петром Капицей в 1928 году, но был спутан с другим явлением», — писал сам Абрикосов в своей автобиографии для сайта Нобелевского комитета.

Нобелевская премия за «основополагающие работы по теории сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей» была присуждена Алексею Абрикосову вместе с Виталием Гинзбургом и британо-американским физиком сэром Энтони Леггетом.

Абрикосов был лауреатом множества государственных и международных премий, в том числе Ленинской (1966), ордена Трудового Красного Знамени, премии Ландау. В 2015 году он был удостоен медали имени Вернадского национальной академии наук Украины.

«Работу, за которую меня наградили, я делал в 50-х годах, а Гинзбург и Ландау — в 1950-м. Нас всех троих объединяет не только близость тематики, но и то, что мы, как говорится, вовремя не получили эти премии. Вот комитет, видимо, и решил исправить положение» — так комментировал Абрикосов присуждение ему Нобелевской премии.

«Меня всегда вдохновлял эксперимент. Какие-то экспериментальные факты, казавшиеся странными, которые нельзя быстро объяснить, и тому подобное. Да, я очень тесно связан с экспериментом. Ни с математикой, ни с моделями, а только с экспериментальными данными», — рассказывал ученый.

В 2013 году Абрикосов вошел в так называемый Клуб «1 июля» — неформальное объединение ученых, выступивших против реформы Российской академии наук.

Абрикосов был трижды женат, у него остались два сына и дочь.