Мечты о «домашнем» электричестве

Как мы знаем, на днях вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэкономразвития и ФАС представить к 1 апреля проект плана мероприятий, направленных на стимулирование развития микрогенерации электричества за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ), главным образом – за счет солнца и ветра. Предполагается, что физические лица и небольшие предприятия смогут устанавливать у себя солнечные панели, ветрогенераторы и другие установки малой мощности (до 15 кВт), подключая их к сети (что принципиально важно!) и имея при этом возможность не только обеспечивать собственные потребности, но и продавать излишки в сеть. Предполагается, что излишки будут продаваться энергосбытовым компаниям по оптовым ценам, а доходы с такой продажи не станут облагаться налогом.

В общем, правительство решилось-таки учесть европейский и американский опыт, где подобная система существует еще с 1980-х годов. Например, в США на сегодняшний день число солнечных микрогеренирующих установок перевалило уже за один миллион! Если опираться на этот показатель, то  инициативы нашего правительства нельзя не приветствовать. И мы, безусловно, двумя руками «за». Настораживает только один момент: участь всех предыдущих благих намерений. Я, конечно, не сомневаюсь, что упомянутый «план мероприятий» не заставить себя долго ждать, и 1 апреля нас о нем известят. Вполне возможно, это будет прямо-таки гениальный план. Однако предыдущий опыт подсказывает, что документы такого рода не так уж сильно влияют на нашу жизнь. Как бы красиво и обнадеживающе ни звучали официальные  предложения, на практике у нас очень часто все светлые начинания осуществляются по известной формуле: хотели как лучше, а получилось как всегда. Что нам ждать на этот раз?

Скептики, как правило, набрасываются на саму идею ВИЭ, сыпля своими «аргументами» относительно наших «особых» климатических условий, препятствующих-де эффективному использованию тех же солнечных панелей. На самом же деле проблема упирается не в солнце. С солнцем-то как раз всё у нас в порядке.

Согласно данным, предоставленным лабораторией молекулярной кинетики Института теплофизики СО РАН, годовая инсоляция одного кв. метра горизонтальной площадки для российских городов, расположенных на широтах от 55 до 43 градусов, различается не настолько сильно, чтобы говорить о том, будто опыт Кубани никак не применим к Подмосковью.  Так, для Москвы этот показатель составляет 1010 кВт/час в год. Для Новосибирска – 1140 кВт/ час в год; для Омска – 1260 кВт/час в год;  для Ростова-на-Дону – 1290 кВт/час в год; для Сочи – 1370 кВт/час в год.

В общем, разбег не очень заметный. Отметим, что для Финляндии этот показатель ниже, чем для Москвы, и, тем не менее, солнечная энергия там используется активно.

Есть, конечно, определенные технические сложности, хотя и они решаемы. Так, одной солнечной панели совершенно недостаточно для выработки электричества. Нужен целый набор специального оборудования. Если вы пользуетесь своей установкой автономно, вам, помимо солнечной панели, еще понадобятся: монтажный комплект, контроллеры заряда, аккумуляторы и инверторы. Согласно данным, приведенным той же лабораторией молекулярной кинетики ИТ СО РАН, в стоимости указанного набора на солнечные модули приходится в среднем только половина затрат. Всё остальное приходится на дополнительное оборудование. Чтобы понять, каков здесь порядок цифр, достаточно рассмотреть готовые предложения на рынке. К примеру, солнечная мини-электростанция с выработкой до 150 Ватт в час/ сутки предлагается за 128 тысяч рублей. Это так называемый «супер-эконом» вариант. Набор для солнечной электростанции с выработкой 1200 Ватт в час /сутки предлагается уже за полмиллиона рублей. В общем, цены «кусаются». Конечно, подключение к общей сети даст определенную экономию. Кроме того, в рыночных условиях предложение иной раз обгоняет спрос, а точнее, идет конкурентная борьба за потребителя, где решающим фактором является снижение цены (вспомним, как развивалась в нашей стране мобильная связь). Но суть вопроса в другом: какие механизмы будут использоваться со стороны государства для стимулирования этого самого спроса? И будут ли такие механизмы реализованы вообще?

У нас есть полное моральное право именно так ставить вопрос. Дело в том, что на Западе государство не просто «разрешило» гражданам заниматься микрогенерацией и отправлять излишки в сеть. Были разработаны соответствующие правила и главное – был ФИНАНСОВО простимулирован спрос посредством соответствующих госпрограмм. В нашем случае ситуация выглядит несколько двусмысленно.

Власть делает некий широкий жест, признавая легитимными инициативы некоторых граждан, решившихся на установление солнечных панелей или ветрогенераторов. Причем, в данном контексте установленное ограничение по мощности (до 15 кВт) как бы намекает на то, что руководство страны немного опасается излишней активизации граждан на этом поприще.

Говоря откровенно, у нас есть сомнения в том, что государство выделит адекватные денежные ресурсы на поддержку «зеленых» технологий, включая и субсидии по приобретению соответствующего оборудования. Кроме того, необходимы некоторые технические нововведения, связанные с двусторонним «перетоком» электроэнергии и приборами учета. За чей счет это будет сделано, непонятно. Вряд ли владельцы сетей заинтересованы в том, чтобы раскошелиться на подобные инновации. Это касается, в том числе, и владельцев региональных сетей. Насколько им по душе такая практика, когда реальный потребитель может не только значительно урезать потребление, но еще и стать продавцом? Для формирования подобных отношений необходимо достаточно проработанные государственные программы. Появятся ли они у нас, сказать невозможно. По большому счету, необходимо в корне менять всю государственную политику не только в сфере развития отечественной энергетики, но и в сфере экономических отношений, где пока что безраздельно господствуют монополисты.

Печальным примером могут стать безуспешные попытки правительства стимулировать развитие региональных рынков электроэнергии. Это, кстати, напрямую связано с созданием объектов малой энергетики, и микрогенерация, по сути, также вписывается в данное направление. Тем не менее, несмотря на пожелания правительства, инвесторы на местах не очень спешат вкладываться в такие объекты. Прежде всего, потому, что в регионах для таких инвестиций нет нормальных условий. Как показывает опыт Новосибирска, даже владельцам энергетических объектов мощностью в 10 МВт очень сложно договориться с региональным монополистом о «выводе» избытков энергии в сеть. Что уж тут говорить о физических лицах с их «ничтожными» киловаттами?  И вообще, давайте будем до конца откровенны: рост предложения автоматически предполагает снижение тарифа. В российских же регионах тарифная политика – тайна за семью печатями. И на местах (чего уж тут скрывать) привыкли играть только на повышение.

У меня есть смутные подозрения, что упомянутая правительственная инициатива по развитию микрогенерации за счет ВИЭ носит чисто формальный характер. Прежде всего, на мой взгляд, это связано с необходимостью ратификации Парижского соглашения по климату. Иначе говоря, руководству страны необходимо показать хоть какую-то работу в этом направлении. Поэтому вряд ли стоит впадать по этому поводу в эйфорию. Особенно если учесть, что ВИЭ до сих воспринимается у нас как что-то «несерьезное». Конечно, отдельным инициаторам дали зеленый свет. Но объективно для них, судя по всему, мало что изменится.

Олег Носков