«Локомотивом» развития Новосибирска может быть только машиностроение

В то время как в стране разворачивается серьезный экономический кризис, в нашей области есть предприятия, которые по-прежнему демонстрируют устойчивый рост производства. В их числе и «НИИ электронных приборов», которое уже несколько лет оказывается в числе лидеров среди предприятий ОПК нашей области. О том, как предприятию удается противостоять кризисным тенденциям и что может стать «локомотивом» экономики Новосибирской области, рассказывает директор института Амир Алямов.

– Амир Энверович, некоторые предрекают нашей экономике скорый крах, а Ваше предприятие наоборот который год подряд говорит о значительном росте объемов производства. В чем секрет?

– А нет никакого секрета. Все знают, что еще совсем недавно наша «оборонка» находилась в очень непростом положении, когда не было ни заказов, ни стабильной оплаты за выполненную работу. Порой вообще казалось, что руководству страны не нужны ни армия, ни промышленность. И в это нелегкое время наш институт, несмотря на хроническое недофинансирование, разрабатывал новые образцы оборонной продукции. Причем, работа проводилась и в тех направлениях, которые ранее для нас являлись, скажем так, неспецифическими. И время показало, что курс, который выбрал руководивший институтом в те тяжелые годы Валерий Григорьевич Эдвабник, оказался верным. В последние несколько лет именно эти разработки позволяют нам формировать растущий портфель заказов и заниматься модернизацией производственных мощностей. Ведь наш институт занимается не только конструкторской работой, но и серийным производством.

Вторая составляющая нашего успеха – это изменившаяся политика государства в отношении оборонной промышленности. Руководство страны сейчас серьезно озабочено вопросами обороноспособности, и в Государственный оборонный заказ вкладываются многие миллиарды рублей. К тому же, в последнее время заказы в рамках ГОЗ и государственные экспортные контракты формируют сроком не на год, а на три. Это очень важный момент. Когда я как руководитель располагаю четкой перспективой загрузки на три года, у меня появляется возможность для маневра, для реализации программ развития и модернизации предприятия.

Но, опять же повторю, что воспользоваться этими новыми возможностями смогли, прежде всего, те оборонные предприятия, которые даже в период кризиса думали о будущем, занимались разработкой новых видов продукции. Мы этот урок усвоили и продолжаем много внимания уделять опытно-конструкторским разработкам.

В частности, ведем ряд направлений, связанных с ВВС, которые, как мы рассчитываем, уже в ближайшие годы воплотятся в новые большие заказы.

– О новых разработках и инновациях в последние годы говорят немало. К сожалению, не всегда слова воплощаются в конкретные дела. Одна из последних новостей в этой сфере связана с созданием в Новосибирске кластера микроэлектроники. Как Вы оцениваете этот проект?

 производство микроэлектроники, мягко говоря, переживает кризис, и мы сильно зависим от импорта, который могут перекрыть очередными санкциями – Я оцениваю его очень положительно и вот почему. Недавно я был на совещании, которое проводил полпред Президента в СФО Николай Евгеньевич Рогожкин, где много говорили про вопросы импортозамещения. Как известно, элементная база – это одна из самых уязвимых областей нашей промышленности: производство микроэлектроники, мягко говоря, переживает кризис, и мы сильно зависим от импорта, который могут перекрыть очередными санкциями. И наше отставание от ведущих держав в этой области с каждым годом усиливается. Но выступавшие на совещании эксперты справедливо отмечали, что не надо стремиться к созданию аналогов существующих электронных  компонентов. Потому что пока мы построим завод и запустим серийное производство, пройдет несколько лет, и они тоже устареют. Нужно делать ставку на технологии будущего. И  я считаю, что нашим предприятиям, которые станут основой этого кластера, такая задача по плечу. В том числе потому, что в этом проекте будут участвовать и ученые Академгородка. Потому что в области научных разработок элементной базы наше отставание не так заметно, как в ее производстве. Вообще, взаимодействие с Новосибирским научным центром – это очень важно для наших заводов. И мы, хоть и имеем свой отдел НИОКР, стараемся тесно взаимодействовать с тем же Институтом физики полупроводников (ИФП). Потому что корни всех настоящих инноваций уходят в фундаментальную науку.  Оптимизма добавляет и то, что под проект кластера заложено серьезное бюджетное финансирование. Так что можно ожидать появления в области еще одного современного производства.

– Раз мы заговорили про экономику области, скажите, насколько серьезно влияет на нее состояние дел в оборонной промышленности?

– Судите сами: ежегодно только наш институт платит в бюджеты более полумиллиарда налоговых сборов. Из них примерно 200 млн идет в бюджеты города и области. И это только одно предприятие. А есть еще завод им. Чкалова, завод «Швабе – Оборона и защита» (ранее известный как завод им. Ленина), НЭВЗ-«Союз», «Искра», Бердский электромеханический завод и многие другие. Эти предприятия работают, платят налоги. И одновременно – решают важную социальную задачу: открывают для населения области высокооплачиваемые рабочие места.

И мы не просто даем работу людям. Сегодня наш институт реализует ряд социальных программ для своих молодых сотрудников, которые делают работу у нас более привлекательной – помогаем с образованием, приобретением жилья и т.п. Такую же работу проводят и на некоторых других предприятиях. И, тем самым, мы возрождаем престиж рабочих и инженерно-технических специальностей. Доказываем, что не только менеджеры востребованы сегодня. А это тоже – задача государственного масштаба.

А чтобы лучше понять роль машиностроения для области, давайте посмотрим, за счет чего мы можем развиваться.  У нас нет таких масштабных месторождений полезных ископаемых, как на севере страны. Через нас не проходят глобальные финансовые потоки. Роль транспортного узла, которую традиционно выполняет Новосибирск, конечно, важна. Но настоящим «локомотивом» для экономики области может стать сегодня только машиностроение. Именно в этой отрасли открываются новые перспективы роста и, прежде всего, на предприятиях ОПК. Потому что, как я уже отмечал, они получают солидный государственный заказ.

– А что, в свою очередь, могут сделать областные и местные власти для развития производства?

– Конечно, заказ для «оборонки» формируется на федеральном уровне, но и от губернатора порой зависит немало. Хороший пример – история завода им. Чкалова. Предприятие в свое время оказалось в очень тяжелом положении. И тогда губернатор Виктор Толоконский активно вмешался в ситуацию, проводил переговоры с руководством Объединенной авиастроительной корпорации, другими высокопоставленными чиновниками. И завод удалось сохранить, а сегодня это один из флагманов отечественного самолетостроения. Вот это и есть реальная помощь со стороны областной власти. Причем, помощь, которая в итоге приносит благо всей области.

Что же касается производства гражданской продукции, то тут возможностей еще больше. Я имею в виду муниципальные и областные заказы. Несколько лет назад мы запускали производство универсальных модульных котельных. Даже установили первые – в Болотном, Тогучине, Куйбышевском районе. К нашей продукции был большой интерес со стороны многих муниципалитетов области, но у них не хватало собственных средств на приобретение и установку нашего оборудования. И, к сожалению, областная власть не захотела помочь им в этом. А выгода могла быть взаимной. Районы смогли бы модернизировать свое ЖКХ, а мы получили бы заказ, и заплатили бы больше налогов в тот же областной бюджет. Вот это направление надо развивать. Заказывать продукцию, по возможности, у своего производителя, а не в других регионах,  развивать кооперацию между своими предприятиями. Мы, кстати, стараемся идти по этому пути, налажено сотрудничество с заводами «Луч», «Швабе – Оборона и защита», ИФП. И такая кооперация оправдывает себя во всех отношениях.

 

Георгий Батухтин