«Кровеносная система» современных городов

Дорожно-транспортная тема гораздо сложнее, чем думают многие из нас. Как показал состоявшийся в рамках «Технопрома-2017» круглый стол «Город в новой технологической революции», она содержит в себе ряд моментов, о которых вряд ли задумываются даже в городском руководстве. Поэтому некоторые вещи, озвученные в ходе круглого стола, звучали как открытие, в том числе и для городских чиновников.

Думаю, нет смысла доказывать, насколько мы еще отстаем в этом плане от некоторых стран. Причем, за примерами ходить далеко не нужно – достаточно посмотреть, как развивается дорожно-транспортная система в соседнем Китае. Если сравнивать Китай с Россией по «дорожному показателю», то это будет как небо и земля. Причем «небо» и «землю» можно воспринимать в буквальном смысле. Почему? Потому что, вопреки укоренившимся в нашем сознании стереотипам, дороги не обязательно связывать с землей. Когда плотность коммуникаций увеличивается, дороги начинают неизбежно «отрываться» от земли. Китай наглядно демонстрирует указанную тенденцию.

На китайский опыт обратил внимание директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН академик Николай Ляхов. Он сразу указал на следующее обстоятельство: «Что происходит сегодня в нашем городе? Плотность застройки растет. Количество людей на квадратный километр увеличивается. Наши дома всё время идут вверх и вверх. Количество проводов, кабелей, антенн тоже увеличивается. В общем, всё увеличивается. Кроме дорог…». По словам ученого, во всем мире дороги идут следом за домами. И подобно домам и остальным коммуникациям, они также поднимаются вверх и вверх. Еще один показательный пример.  В Китае не так давно построили мост в аэропорт через залив. Длина моста составила 22 километра!  О чем говорит этот факт? О том, что дорожное полотно не так уж принципиально укладывать прямо на грунте. Опыт строительства мостов и эстакад вполне позволяет возводить длинные трассы над землей. Поэтому китайцы в своих городах вовсю строят эстакады. Например, над узкими улочками спокойно устраивают второй «этаж» и по нему пускают транспорт. И не только в Китае.

«В Сеуле, -  сказал Николай Ляхов, - в одном месте я видел, что верхний эшелон транспорта шел аж до восьмого этажа».

В общем, современное решение для Новосибирска по дорогам напрашивается само собой. То есть дороги необходимо поднимать вверх, формируя новые трассы по вертикали. Важность таких решений на современном этапе переоценить невозможно. Если мы говорим о развитии, то нам в любом случае придется учитывать мировой опыт. В современном городе практически все вопросы развития  увязаны с вопросом транспортной доступности. По словам Николая Ляхова, в условиях комфортного проживания транспортная доступность не должна превышать одного часа. «У нас же, - утверждает он, - это условие не соблюдается по большинству районов города». Что такое один час? Николай Ляхов приводит такой гипотетический пример. Допустим, мы построили хайвей до Болотного. Точно такой же хайвей построили из Томска и из Кемерово. По хайвею мы движемся со скоростью 100 км/час. Так возникает новый транспортный узел, где вдоль скоростных магистралей будут строиться дома и предприятия. Вы получите в итоге освоенную территорию величиной с Лос-Анжелес, в одну тысячу квадратных километров. «Это всё – настоящая перспектива», - подчеркнул Николай Ляхов.

Приведенный пример как раз показывает важность транспортной доступности. Недаром министр транспорта Великобритании Патрик Маклафлин, на которого сослался в своем докладе Николай Ляхов, утверждал: «Дороги – это ключ к процветанию страны». Нет никаких сомнений в том, что новые проекты в дорожном строительстве и их внедрение потребуют целенаправленной государственной поддержки. Создание современной транспортной инфраструктуры – это важнейшая стратегическая задача, требующая выделения значительных денежных средств.

За рубежом эту простую истину понимают отчетливо. В качестве наглядного подтверждения сошлемся на некоторые цифры, приведенные в докладе Николая Ляхова.

Так, в той же Великобритании в 2014 году был обнародован правительственный план «Стратегия инвестиций в развитие дорог», по которому на дорожное строительство будет выделено 15 млрд фунтов стерлингов (около 23 млрд долларов). В Китае в конце 2014 года  анонсировано ускоренное строительство единой сети автомобильных и железных дорог, проходящих через всю страну. Для реализации данного проекта правительство Поднебесной намерено выделить 16,3 млрд долларов.

Накануне Нового года правительство Индии объявило о намерении построить подземную кольцевую дорогу между городами Мумбаи и Сурат. Одна из секций дороги будет соединена с портом Мумбаи на восточном побережье. Стоимость проекта составит 14,2 млрд долларов. Правительство Новой Зеландии собирается в ближайшие десять лет инвестировать в наземную транспортную систему страны порядка 30 млрд долларов. Даже такая бедная африканская страна, как Нигерия собирается выделить 183 млн долларов на строительство новых дорог.  Я специально подчеркиваю слово «новый», поскольку в данном случае речь идет о создании современной транспортной инфраструктуры, серьезно отличающейся от того, что мы наблюдаем в нашей стране.

Возникает закономерный вопрос: почему мы так плохо включаемся в этот процесс, не уделяя дорожно-транспортной системе повышенного внимания, не перенимаем передовой зарубежный опыт? Как заметил Николай Ляхов, "у нас любая развязка, которую мы строим, - это миллионы тонн песка. Вначале его завозят, затем он должен пролежать два года, чтобы стать натуральным грунтом, потом на него укладывают полотно, заращивают склоны. Кто считал все эти расходы? Никто. Их и невозможно сосчитать. А на эстакадах каждый столб учтен, каждая плита учтена, всё учтено». На  взгляд ученого, отсутствие строгого учета затрат при традиционном строительстве – это единственный мотив, в силу которого у нас игнорируют создание эстакад.

Иначе говоря, проблемы коренятся в текущей политике, в особенностях организации самого строительного процесса. Так, дороги у нас строит одна организация, эксплуатирует и ремонтирует – другая. Тот, кто строит, старается на этом деле сэкономить. Тот, кто делает ямочный ремонт, заинтересован заниматься им каждый год. В итоге мы имеем плохие дороги – со всеми вытекающими последствиями.

Отсюда напрашивается вывод: город нуждается, прежде всего, в серьезных политических решениях. «Попробуйте, - говорит Николай Ляхов, - сделать так, чтобы жизненный цикл дороги «висел» на тех, кто ее построил. И я вас уверяю – они не будет ни ломаться, ни покрываться ямами». Ученый уверен в том, что в наших силах всё организовать по-другому. Что касается конкретных технических решений, то их может быть достаточно много. Причем – совершенно нестандартных. Главное, полагает Николай Ляхов, надо научиться для начала правильно считать расходы.

Олег Носков