Каким быть Новосибирску?

Было бы странно, если бы технический прогресс не отражался на качестве жилой среды. Вроде бы – простая истина, тем не менее, зачастую она совершенно не принимается во внимание в российских властных кабинетах. У нас в стране в силу инерции, идущей еще со времен индустриализации, до сих пор прогресс ассоциируют с промышленностью, с «валом» продукции, «задвигая» человека с его жизненными потребностями куда-то на задний план.

Да и сейчас многие крупные форумы и тому подобные площадки «грешат» этой односторонностью. Нередко создается ощущение, что ты снова попал во времена социализма, где статусные персоны провозглашали «планов наших громадьё», отражали «линию партии», рассуждали о величии страны, о конкуренции с Западом, об освоении Арктики, забывая подчас об интересах простого человека и о качестве жизни.

Наверное, чтобы хоть как-то компенсировать этот крен, мэрия Новосибирска организовала круглый стол «Город в новой технологической революции». Тематику круглого стола непосредственно готовил Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства, пригласив для обсуждения проблем развития города известных ученых и производственников, которые высказали свои соображения непосредственно мэру Новосибирска Анатолию Люктю (принимавшему участие в круглом столе).

Основная канва для разговора была задана начальником департамента Александром Люлько. Исходный вопрос звучал просто: какое будущее ожидает наш город – такое, каким его показывают в мрачных антиутопиях, или такое, как его показывают современные сторонники «зеленых городов» и Шестого технологического уклада? На первый взгляд, вопрос звучит риторически. Но на самом деле этот вопрос жизненный. Особенно, если речь идет о Новосибирске.

Дело в том, что в силу упомянутой инерции мышления, в головах многих российских руководителей и политиков всё еще господствуют стереотипы индустриальной эпохи. Причем, ощущение такое, будто с тех времен не произошло совершенно никаких сдвигов, никаких перемен, никакого переосмысления самих подходов к развитию городов. Бьюсь об заклад, что большая часть депутатов городского Совета Новосибирска, Законодательного Собрания НСО, а равно и большая часть членов регионального правительства до сих пор понимают прогресс именно так, как его понимали сто лет назад – как неуклонное наращивание производственных показателей. То есть всё больше и больше «угля и стали», всё больше выработки с каждого «человека-часа».

Под стать этому – и характерное понимание развития городской среды. «Развитие города» (в их понимании) – это неуклонное возрастание количества стекла и бетона, уплотнение застройки, увеличение населения и расширение границ. Человека в этой картине мира нет. Есть «людское производительное стадо», которому предоставляют «места для проживания».

К каким результатам привело неуемное (и некритичное) следование данной парадигме, наглядно продемонстрировала предыдущая администрация города, своим безграмотным подходом к застройке ввергнув жителей города в многочасовые пробки. И, наверное, понадобится целое поколение, чтобы оздоровить ситуацию и преодолеть последствия этой бездумной политики.

Главное сейчас, конечно же, – изменить саму парадигму развития города. Хотя бы для того, чтобы не наломать дров еще больше (когда уже вообще ничего нельзя будет исправить). Мы не можем в данном случае гарантировать, что люди, принимающие решения, вдохновятся новыми идеалами и попытаются «сказку сделать былью». Нет, на это мы даже не рассчитываем. Однако в наших силах сделать так, чтобы у них хотя бы не было уверенности в своей безграничной правоте, чтобы лишить их деятельность по ухудшению наших жизненных условий былого пафоса, чтобы пережиток прошлого воспринимался именно как пережиток, а не как величайшее деяние во славу прогресса. Иными словами, необходимо разрушить все иллюзии относительно происходящего.

Надо сказать, что нынешний мэр Новосибирска (в отличие от своего предшественника) охотно идет на диалог с научной общественностью и не стесняется вступать в публичное обсуждение проблем, иногда выслушивая со стороны ученых критические замечания. Согласимся, что после такого общения со специалистами уже невозможно устаревшие подходы к развитию города выдать за что-то эпохальное и жизненно необходимое. В конце концов, общественность, наблюдая за этими диалогами, также усваивает определенные взгляды и принципы, а потому начинает применять уже совершенно другие, более современные критерии при оценке деятельности администрации.

По большому счету, Александром Люлько были озвученные новые приоритеты, которые сегодня определяют развитие городской среды развитых стран. Были заявлены – ни много, ни мало – принципы «зеленого города». Не удивительно, что основной акцент был сделан на проблемах качества жилой среды и экологии города. Например, было сказано, что отходы необходимо воспринимать как ценное сырье для переработки. При этом (фактически впервые со стороны городского чиновника) была высказана поддержка технологиям термической утилизации ТБО. Данный тезис подкреплялся ссылкой на конкретные разработки ученых СО РАН. Не менее значимым был и тезис о развитии распределенной энергетики, подкрепленный красноречивыми иллюстрациями жизни современных зарубежных городов.  

Впрочем, доклад содержал и не менее впечатляющие российские примеры. Так, Александр Люлько напомнил о мэре города Красноярска Петре Пимашкове, который в 2006 году получил награду ООН – Хабитат за высочайший вклад в улучшение городской среды и повышение качества жизни горожан. Примечательным элементом было использование в благоустройстве городских улиц пальм, высаженных в кадках. Пальмы на улицах Красноярска!

Согласитесь, что это действительно очень впечатляющее решение для сибирского города. И нельзя не порадоваться тому, что в мэрии Новосибирска на него наконец-то обратили внимание.

Важность таких заявлений на сегодняшний день заключается в том, что они являются результатом постоянных контактов с учеными и техническими специалистами, а также результатом изучения передового опыта других городов. То есть это не есть какие-то отвлеченные фантазии. По сути, представители мэрии начинают озвучивать конкретные предложения, используя для этих целей подходящие площадки. Всякий скепсис на сей счет упирается, скорее всего, на инертность мышления отдельных чиновников и депутатов. Подчеркиваю, в Новосибирске и в Новосибирской области мы имеем дело с невероятно консервативным «истеблишментом». Я бы даже сказал – с ретроградным. Причем, это ретроградство самого дурного свойства, оправдывающее довольно вредные инициативы. Например, уплотнение жилой застройки, не предусматривающее никакого озеленения. В умах этих людей (как уже было сказано) подобная деятельность ассоциируется с «прогрессом», хотя на самом деле нас пытаются затащить обратно в прошлый век.

Мы понимаем, что для внедрения новых технологий одних хороших пожеланий будет явно недостаточно. Тем не менее, важно отметить само начало «ментальной революции» среди чиновников новосибирской мэрии. Скажем, лет десять назад статусный представитель городской администрации мог запросто махнуть рукой на предложения наших разработчиков по термической утилизации мусора, сославшись на обилие оврагов вокруг Новосибирска. Такое пренебрежение к инновациям было в порядке вещей. Сегодня ссылка на овраги – после публичных обсуждений этой проблемы с представителями научной общественности – воспринимается как дурной тон и признак невежества. И даже если чиновник считает создание свалок единственно правильным решением, он постесняется заявить об этом открыто. Иначе говоря, публичные общения со специалистами в любом случае не проходят бесследно. Следовательно, эту практику необходимо продолжить, даже не надеясь на скорый результат.

Олег Носков