Как сохранить «Сибсельмаш»?

Завод «Сибсельмаш» заслуженно называют одним из символов Новосибирска. Одно из первых предприятий в городе, крупнейшее в регионе, один из флагманов оборонной промышленности Советского Союза. Но, когда в 1990-е годы промышленность страны оказалась в глубочайшем кризисе, «Сибсельмаш» тоже стал испытывать финансовые проблемы. В 2008 году, после передачи завода в ведение корпорации «Ростехнологии», ситуация только ухудшилась. В 2012 году завод попал под банкротство и до сих пор находится под конкурсным управлением.

Как возродить один из промышленных символов Новосибирска и сохранить для города Ленинскую промышленную площадку (ЛПП) в целом – обсуждали 18 марта на специальном совещании, организованном департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска. В работе совещания приняли участие мэр города Анатолий Локоть, депутаты Госдумы, представители "Ростехнологий" и руководители промышленных предприятий города. Вел совещание руководитель департамента Александр Люлько.

Положение, в котором сегодня находится завод «Сибсельмаш» очень тяжелое.

– По состоянию на 1 марта 2015 года общая кредиторская задолженность предприятия составляет 1,6 млрд рублей, – сообщил участникам совещания конкурсный управляющий предприятия Александр Поляков.

Для сравнения, прибыль предприятия за минувший год составила 30 с небольшим миллионов. В основном, от продажи тепла и электроэнергии другим предприятиям, работающим на территории ЛПП. Очевидно, что в своем нынешнем состоянии завод не сможет самостоятельно выбраться из кризиса, в который его загнали «эффективные менеджеры».

Сегодня, по мнению конкурсного управляющего, есть три сценария развития событий:

- предприятие будет выставлено на торги и его целиком приобретет новый владелец, который вдохнет новую жизнь в умирающий завод;

- предприятие будет выставлено на торги, но, в виду отсутствия одного крупного покупателя, его имущество реализуется по частям;

- кредиторы договорятся о предоставлении отсрочки и предприятие будет выходить из кризиса под управлением прежних владельцев – корпорации «Ростехнологии».

Конечно, первый вариант, по мнению большинства собравшихся, наиболее оптимальный. Это показывает и пример другого предприятия ЛПП – завода «Луч». После приобретения предприятия оборонным концерном из Санкт-Петербурга, перед ним открылись достаточно оптимистичные перспективы, связанные с организацией производства новых видов оборонной продукции. Но, в то же время, все понимают, что сегодня, в условиях экономического кризиса, найти инвестора, готового выложить полтора миллиарда на приобретение завода-банкрота, а потом еще столько же на его модернизацию, будет очень сложно.

Если этого так и не произойдет, то предприятию грозит распродажа по частям. Это не только означает окончательное завершение истории «Сибсельмаша». Завод является центральным элементом ЛПП и большая часть ее инфраструктуры завязана на него. При этом она остается рентабельной только в комплексе. Поэтому ликвидация «Сибсельмаша» неизбежно ударит по другим участникам ЛПП, которые также «завязаны» на его энергосистемы и коммуникации.

В результате, какие-то производства будут свернуты, а город рискует получить огромный пустырь в Ленинском районе и целый комплекс связанных с ним проблем, от социальных до экологических.

Третий вариант активнее всех поддерживал представитель «Ростехнологий». Впрочем, это не удивительно – при его реализации, корпорация сохраняет контроль над предприятием, а «платить» за ошибки их менеджмента придется кредиторам. Но и здесь есть свои сложности. На муниципалитет приходится чуть больше 10 % от общей суммы долга, а больше половины – на частные компании, которым важны не социальные проблемы, а возможность вернуть свои деньги. Так что, не факт, что получится договориться. Есть и еще один довод «против». Корпорация уже получала в свое управление «Сибсельмаш» и быстро перешла от стадии «некоторые финансовые проблемы» к состоянию банкротства. И сегодня, говоря о своем желании сохранить завод под своим управлением, представители не только не озвучили конкретных предложений по его загрузке заказами, но даже отказались нести ответственность за сохранение предприятия в дальнейшем. Поэтому высока вероятность, что в случае реализации этого варианта, через несколько лет «Сибсельмаш» снова объявит о своем банкротстве и к отложенным долгам добавятся миллиарды новых.

Получается, озвученные конкурсным управляющим варианты колеблются от фантастических до пессимистичных. Но это не значит, что ситуация, в которой оказался завод «Сибсельмаш» - безвыходная. Скорее, дело в том, как заметил один из участников совещания, что сегодня решением его судьбы занимаются те, кто не заинтересован в его сохранении. И восполнить этот пробел как раз и мог бы департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии, предложив свои варианты антикризисной стратегии для ЛПП.

Например, если не получается найти одного инвестора для приобретения «Сибсельмаша», можно попробовать сохранить в одних руках хотя бы объекты, важные для функционирования всей площадки: котельную, коммуникации и т.п. Для этого создать консорциум из предприятий ЛПП (заинтересованной стороны) и привлеченных инвесторов. Сама мэрия может выступать и как один из инвесторов, и как гарант и регулятор консорциума, который и выкупит эти объекты. Поскольку в этом случае речь пойдет о суммах в разы меньших, то и решить эту задачу будет намного проще.

Думается, эксперты могут предложить и другие варианты. Было бы желание. Тем более, очевидно то, что возродить «Сибсельмаш» в прежнем формате невозможно. Да, наверное, уже и не нужно. Наступает эпоха нового технологий, которой требуется новый тип производств. И сегодня нужно выбирать: откроется ли совершенно новая страница истории знаменитого завода или этой истории наступит конец.

 

Георгий Батухтин