Инновационная эстафета

Помните девиз советских лет: «Время не ждет!»?  Сегодня, как ни странно, он стал еще более актуальным. Технический прогресс ускоряется, время от разработки до внедрения сократилось с тридцати лет до пятнадцати. Научный процесс и генерация знаний идут сейчас гораздо быстрее, чем было еще полвека назад. И в такой ситуации молодые «мозги» и таланты становятся востребованными, как никогда. России это касается в первую очередь.

К счастью, пока еще далеко не вся российская образованная молодежь уехала за границу. Многие остались и надеются на то, что их способности окажутся нужными в своей стране. О том, что в нашей науке подросла вполне достойная смена, наглядно продемонстрировал прошедший 9 ноября в пресс-центре «ТАСС-Новосибирск» круглый стол «Молодые ученые Академгородка: новые разработки, амбиции, планы».

Как отметил в своем выступлении один из ведущих круглого стола – директор Института цитологии и генетики СО РАН академик Николай Колчанов, – государство с определенных пор пытается увязать стратегию развития с работой ученых, для чего, собственно, и потребовалась реформа Академии. Но есть некоторые моменты, создающие проблемы. Один из них связан с тем, что финансирование научной деятельности распылено по различным ведомствам и инстанциям. Такое положение вещей было закреплено еще при президенте Ельцине, и до сих пор здесь всё осталось по-прежнему. В этом нет ничего хорошего для нормальной организации научной работы, поскольку в таких условиях очень сложно консолидировать средства на науку, считает Николай Колчанов.

Второй момент, на который обратил внимание ученый, касается ранней профессиональной ориентации.

От этого, по мнению Николая Колчанова, во многом зависит выбор научной профессии. Например, в так называемых «научных династиях» интерес к науке пробуждается с раннего детства. Ранний интерес – это очень важное условие. И для его пробуждения у детей в стране должна быть создана целая система, направленная на популяризацию и пропаганду знаний.

Николай Колчанов сослался на советский опыт, где воспитанию подрастающего поколения уделяли повышенное внимание, и это давало свои положительные результаты. Конкретно в Академгородке была огромная станция юннатов, клуб юных техников. Были целые классы, которые поддерживались академическими институтами. В стране было большое количество физико-математических школ. Издавались десятки научно-популярных изданий, ориентированных на детей и молодежь. Этот опыт, безусловно, необходимо использовать и в наши дни, тогда не будет никакой проблемы с профессиональными кадрами для науки.

Солидарную позицию выразил начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска Александр Люлько. По его словам, нужно с раннего возраста прививать детям тягу к творческой деятельности. Поэтому департамент подготовил соответствующую программу поддержки детского творчества. Так, недавно был проведен школьный технический форум совместно с колледжем информатики. «Я обратил внимание, что на этом форуме принимали участие дети с пятилетнего возраста. Они уже учатся собирать роботов. Причем, это не какой-то детский конструктор, это были самостоятельно разработанные модели», - сказал Александр Люлько.

Что касается конкретных предложений со стороны молодых ученых, то они касались самых разных тем – от строительства до медицины. В частности, доцент Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) Андрей Критинин предложил проект роботизированной системы для сетчатых строительных конструкций. Сетчатые конструкции были изобретены русскими инженерами еще 120 лет назад. Их достоинство в том, что они позволяют создавать самые причудливые архитектурные формы, которые могли бы оживить облик нашего города. Идея молодого ученого заключается в том, чтобы уменьшить размеры ячеек и сечений стержней, а стержни стыковать сваркой. Для сборки же нужно использовать специальную автоматизированную установку – «построитель». Большие конструкции предлагается собирать из крупных блоков, изготавливаемых в цеху. В итоге это ведет к снижению трудозатрат, повышению качества и сокращению строков строительства.

Аспирант Института горного дела СО РАН Леонид Рыбалкин рассказал об исследовании полимерных комплексов для создания защитного слоя на внутренней поверхности трубопроводов тепловых сетей. Он сослался на данные департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии г. Новосибирска, согласно которым физический износ магистральных тепловых сетей со сроком эксплуатации свыше 25 лет составляет сейчас 148 км (более 47% от общей протяженности сетей).

Предложенное им техническое решение заключается в создании в старой трубе нового слоя с помощью твердеющих составов. На схеме была конкретно показана сама технология такого инновационного «обновления» труб.

Важно то, что данная работа была выполнена при поддержке со стороны новосибирской мэрии в рамках программы: «Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска на 2016 — 2020 годы».

Особый интерес вызвала разработка, посвященная борьбе с онкологическими заболеваниями. Ее представила сотрудница Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Анна Немудрая. Речь шла об опухоль-адресующих пептидах – «самонаводящихся пулях» в борьбе с онкологией. По сути дела, речь идет о таргетной терапии онкозаболеваний. Анна Немудрая привела емкую метафору, напомнив мифологический сюжет борьбы Геракла с лернейской гидрой. Геракл, как известно, боролся с чудовищем не один, а напару с Иолаем. Геракл рубил головы гидре, а Иолай их прижигал. Вдвоем они добились победы. Точно так же в борьбе с раком нельзя ограничиться каким-то одним «оружием», считает Анна Немудрая. На этом принципе выстроен научный поиск борьбы со страшной болезнью.

Не меньший интерес вызвало исследование сотрудницы Института цитологии и генетики СО РАН Марии Гридиной. Исследование посвящено изучению хромосомных перестроек в развитии умственной отсталости с применением ИПСК-технологии.

По словам ученого, задержка интеллектуального развития является в наше время глобальной проблемой, на решении которой сосредоточено сейчас немалое количество научных групп во всем мире. На текущем этапе решаются задачи фундаментального уровня, поскольку пока еще не совсем понятны внутренние механизмы, приводящие к умственной отсталости.

Наши ученые, отметила Мария Гридина, уже сделали серьезные шаги к пониманию этой проблемы. В частности, исследования на двух молодых пациентах выявили на генном уровне перестройки, затрагивавшие один-единственный ген, с которым раньше никак не связывали развитие умственной отсталости. Кроме того, было выявлено, что этот же ген участвует в заболевании, связанном с развитием аутического спектра. В общем, отечественная наука уверенно движется к положительным результатам. Хотя нельзя сказать, что сам этот путь совершенно гладок.

Как заметила Мария Гридина, проводить такие исследования с пациентами довольно сложно, поскольку в данном случае проблема касается клеток головного мозга. А получить такие клетки у людей – по понятным причинам – практически невозможно. Однако прогресс не стоит на месте. Не так давно появились технологии, позволяющие получить любой тип клеток, используя несколько капелек крови пациента. Данная технология, по словам Марии Гридиной, была успешно применена в лаборатории Института. Показательно, что сам процесс занимает довольно короткое время – в течение трех недель исследователи получает чистую фракцию нейронов головного мозга, после чего начинается процесс их тестирования.

Таким образом, наши молодые ученые в состоянии решать «взрослые» проблемы. Причем, на мировом уровне. Правда, есть одно обстоятельство, которое ставит их в невыгодное положение по отношению к зарубежным коллегам. Речь идет о «цене вопроса». Мы даже не говорим сейчас о финансировании самих исследований. Дело в том, что оборудование и реактивы, покупаемые за рубежом (а в основном всё это закупается именно за границей), из-за существующих пошлин обходятся нашим научным организациям в три раза дороже, чем для иностранцев. Это неравное положение является вопиющим фактом, ограничивающим возможности нашей талантливой молодежи для самореализации в своей же стране. Полагаю, данным обстоятельством должны серьезно озаботиться российские власти. Иначе «утечка мозгов» станет для нас нерешаемой проблемой.

Олег Носков