Ученые Института цитологии и генетики СО РАН и Института клинической и экспериментальной лимфологии СО РАМН провели комплексное исследование влияния хронического социального стресса на организм. Результаты исследования опубликованы в Журнале высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова.
То, что хронический социальный стресс (состояние, хорошо знакомое многим нашим согражданам) оказывает серьезное негативное влияние на организм, само по себе не кажется новостью. В ходе исследований ученые не просто подтвердили этот тезис экспериментально, но и детально описали механизмы этого воздействия.
У мышей, которых продолжительное время вводили в состояние социального стресса, отмечалось развитие смешанного тревожно/депрессивного расстройства, сопровождавшееся нарушениями в работе иммунной системы и даже стимуляцией процессов канцерогенеза.
– Плодом многолетней работы сотрудников сектора нейрогенетики социального поведения ИЦиГ стала модель смешанного тревожно-депрессивного расстройства, которая теперь широко используется (в оригинальной версии или в модификациях) многими российскими и зарубежными лабораториями, – рассказала профессор Наталия Кудрявцева, автор экспериментальной модели и руководитель этих исследований в ИЦиГ СО РАН.
Сейчас исследователи могут с уверенностью сказать, что хронический социальный стресс является мощным психопатогенным фактором. Он вызывает изменения в работе многих нейрохимических систем мозга, вплоть до изменений экспрессии генов. В результате, формируется психоэмоциональное расстройство, которое длительно сохраняется, запуская целый каскад изменений в организме.
В частности, длительный социальный стресс подавляет иммунитет, что, в свою очередь стимулирует развитие других патологических состояний, сопровождающихся, например, усилением процессов метастазирования злокачественных опухолей.
Впрочем, есть у ученых и более хорошие новости.
– Можно сказать, что нами разработан экспериментальный подход для моделирования психогенного иммунодефицита, вызванного хроническим эмоциональным социальным стрессом, – подчеркнула Наталия Кудрявцева. – В дальнейшем такую модель можно использовать для разработки методов его фармакологической коррекции.
Первые шаги в этом направлении были уже сделаны в ходе проведенных исследований. В частности, установлено, что первичное воздействие анксиолитиками и антидепрессантами c целью позитивного воздействия на состояние повышенной тревожности и депрессивности более эффективно в плане коррекции психонейроиммунных нарушений, чем прием иммуностимулирующих препаратов. Проще говоря, душевное спокойствие для пациента в данном случае важнее витаминов и лекарств.
Пресс-служба ФИЦ ИЦиГ СО РАН
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Илья Крюков 20 сентября 2018, 20:02