«Химическая» помощь природе

В силу актуальности экологической проблемы в массовом сознании сложилось устойчивое неприятии «химии». Однако химическим путем, как выясняется, можно и «подлечить» природу, понесшую ущерб от техногенного воздействия. Например, восстановить плодородие почв, пострадавших от хозяйственной деятельности человека.

Одно из решений, предлагаемых специалистами ИХТТМ СО РАН, – использование в целях восстановления почв продукта на основе механохимически модифицированных гуминовых кислот. Исходным сырьем здесь является бурый уголь (или торф), прошедший механохимическую обработку с окислительным реагентом.

Гуматные препараты достаточно хорошо известны, хотя, возможно, еще не очень широко востребованы. Не в последнюю очередь – из-за относительно большой дороговизны. Специалисты ИХТТМ СО РАН разработали собственную технологию получения данного продукта, который, по их словам, обладает рядом преимуществ. В частности, низкой себестоимостью и высокой экологичностью. Его производство позволяет вовлечь плохо востребованные на сегодняшний день природные ресурсы нашей страны – бурый уголь и торф.

Что касается эффективности его использования, то сотрудниками Института она была не так давно продемонстрирована наглядно. Год назад по согласованию с мэрией Новосибирска ученым для испытаний препарата был выделен возле оживленной проезжей части участок газона с совершенно «убитыми» почвами. Ученые разбили участок на делянки, провели эксперименты, используя разные концентрации гуминовых кислот. В одном месте даже подсеяли немного газонной травы (исключительно для сравнения).

Результаты оказались просто замечательными. По словам кандидата химических наук Алексея Бычкова, в зависимости от содержания гуминовых кислот масса и высота травы увеличивается на треть в сравнении с контрольным участком. Это видно даже без всякого замера.

В исходном состоянии газон напоминает полупустыню: трава всходит редкими зелеными полосками, чередуясь с серо-желтыми проплешинами скудной почвы. После внесения препарата мы получаем полноценный, сплошной зеленый ковер. Трава становится гуще и, как ни забавно это звучит, зеленее.

Результаты эксперимента по регенерации поврежденных почв в Новосибирске Работа на экспериментальном участке, объяснил Алексей Бычков, началась прошлой весной. Препарат просто разбросали по поверхности делянок и разравняли граблями. Результаты выявились достаточно быстро, в течение сезона. Причем, был даже исследован первоначальный видовой состав на предмет наличия сорняков. Выяснилось, что газонная трава при внесении гуминовых кислот начинает расти настолько активно, что способна конкурировать с сорняками, догоняя их в росте. А местами даже подавляет их.  Причем, речь идет о делянках, куда не вносились семена травы. Проросло то, что уже было в почве, но без гуминовых кислот не всходило или очень плохо росло. То есть благодаря внесенным добавкам стала лучше расти трава, которая уже была посеяна до этого.

Необходимо отметить, что совместно с Институтом кормов данный препарат был опробован и на сельскохозяйственных культурах – на засоленных и эродированных почвах. Поэтому им вполне могут заинтересоваться не только муниципалитеты, отвечающие за озеленение городов, но и аграрии.

Теперь, после успешного эксперимента, специалисты уточняют условия наиболее эффективного получения данного продукта для массового производства. «Сейчас, - говорит Алексей Бычков, - мы подбираем необходимое оборудование, проводим масштабирование. Пытаемся отработать условия на полупромышленном уровне. И если найдется инвестор, решивший организовать производство, мы готовы с ним работать по этим вопросам. Мы можем даже подобрать условия на том оборудовании, которое у него уже есть».

Можно ли наладить выпуск гуматного продукта в самом Новосибирске? В принципе, ничего особо сложного тут нет. Правда, сырье придется завозить из соседней Кемеровской области, поскольку именно там находятся залежи бурого угля. Но есть ли смысл везти сырьё оттуда в Новосибирск, если целесообразнее такое предприятие разместить на Кузбассе?

Вопрос этот, конечно, чисто экономический. Сами ученые, естественно, подобный бизнес-план выстраивать не должны, как и заниматься организацией промышленного производства. У них хватает собственных чисто научных задач. Сделать экспериментальную партию препарата они, конечно, в состоянии, но уходить целиком в бизнес-процессы вряд ли будет обоснованным шагом. Наука здесь всё-таки стоит на первом месте.

При нормальной организации дела работа ученого над конкретной разработкой завершается продажей лицензии на выпуск изобретенного продукта или использования технологии. Такой опыт работы с инвесторами у специалистов ИХТТМ СО РАН есть. Поэтому они надеются на то, что рано или поздно у нас появится инвестор, заинтересованный в организации производства нового гуматного препарата. Спрос на него, безусловно, должен быть большой.

Причем важно отметить, что в данном случае речь как всегда идет об импортозамещении. Отечественный продукт, разумеется, будет дешевле импортных аналогов. Что касается качества, то оно наглядным образом подтверждается представленными фотографиями. Вы можете сами увидеть, что было на участке до внесения гуминовых кислот, и что стало после.

Олег Носков