Есть ли пределы роста?

Тема глобального экологического кризиса стала набирать популярность с конца прошлого столетия. Считается, что серьезный разговор на эту тему был положен в начале 1970-х годов в связи с обнародованием исследования, проведенного по поручению Римского клуба группой ученых во главе с Деннисом Медоузом. Исследование называлось «Пределы роста». О его популярности свидетельствует тираж опубликованного доклада, составивший 12 миллионов экземпляров, вышедших на тридцати языках.  

Содержащиеся в докладе прогнозы вызвали на Западе невероятный шум, в связи с чем был задан новый идеологический тренд, направленный на изменения всей парадигмы развития. Точнее, развитие цивилизации - в привычном для нас понимании - было поставлено под сомнение. Считалось, например, что человечеству – при растущем уровне потребления – просто не хватит необходимых природных ресурсов для поддержания прежних темпов роста экономики. В свою очередь, небывалую остроту приобрела экологическая тема. В итоге сложилось устойчивое мнение о том, что ничем не ограниченный рост экономики поставит современную цивилизацию на грань выживания. В результате на повестку дня вышли требования сократить потребление, остановить техническое развитие, «вернуться к природе» и т.д.

Полагаю, что в нашей стране адепты экологического движения до сих пор следуют в русле устоявшихся штампов о «несовместимости» технической цивилизации с жизнью природы.

По большому счету, мысль о том, будто техническое развитие неизбежно несет в себе некий порочный заряд, оставляет в душе образованного человека нездоровый осадок, вызывает некую тревогу, навевая порой апокалиптические переживания. Если учесть, что рост потребления накладывается на стремительное увеличение населения планеты, то будущее, в самом деле, начинает восприниматься как неизбежный кошмар. Но так ли все трагично и фатально на самом деле?

Недавно вышла книга известного немецкого публициста Ральфа Фюкса «Зеленая революция: экономический рост без ущерба экологии», где были приведены довольно любопытные факты, вселяющие в нас надежду на лучшее. Как следует из названия книги, ее автор является убежденным сторонником «зеленых» технологий, с которыми он связывает утверждение совершенно новых принципов развития. Эти технологии существенно меняют характер взаимоотношений природы и цивилизации. И самое важное – они уже показывают серьезный практический результат, перечеркивающий мрачные прогнозы сорокалетней давности. Точно так же они перечеркивают современные прогнозы относительно угрозы глобального потепления вследствие эмиссии углекислого газа.

 в Европе увеличивается площадь лесов Опыт Германии, утверждает Фюкс, говорит о том, что экономический рост вполне может сочетаться с повышением качества окружающей среды и сокращением выбросов. Так, благодаря активному внедрению «зеленых» технологий экономика ФРГ после падения Берлинской стены выросла на треть, а выбросы парниковых газов сократились при этом на четверть. Автор приводит такой показательный факт: после Фукусимы в Германии оперативно заморозили почти половину АЭС. «Никто не кричал, - пишет он, - что завтра не будет света. Это стало возможным только потому, что по сравнению с 1986 годом значительно окрепла альтернатива ядерной энергии -  энергия из возобновляемых источников». По мнению Фюкса, отказ от ядерной энергии стал не просто оборонительным маневром, а отправной точкой перехода к новой, «восхитительной эпохе возобновляемых видов энергии, началом зеленой революции».

Фюкс отмечает, что тревожные прогнозы, прозвучавшие в упомянутой работе Медоуза, не учитывали тех радикальных изменений, которые произошли в самом западном обществе – от прогрессивных инициатив в области экологического законодательства до создания новых технологий, способных снизить негативное воздействие человека на окружающую среду. По сравнению с 1970-ми годами, замечает автор книги, «значительно улучшилось состояние наших рек и озер». Также исправляется положение в химической промышленности, успешно сдерживается загрязнение почв тяжелыми металлами, создана промышленность по переработке отходов, исчезли стихийные свалки, снизилось энергопотребление предприятий.

Пожалуй, самый красноречивый и самый обнадеживающий факт: в Европе увеличивается площадь лесов! Это происходит несмотря на то, что 30 лет назад им предрекали полную гибель. За последние 20 лет лесные массивы в Европе выросли на 17 млн га, из них на Германию приходится 1 млн га, что составляет 10% всех занятых лесом площадей европейских стран. Наконец, вопреки «пророчествам», повысилась безопасность пищевой продукции.

«С момента публикации «Пределов роста», - пишет Фюкс, - средняя продолжительность жизни в мире на фоне экологических успехов увеличилась на 10 лет».

Нельзя, конечно, говорить о том, что европейский пример полностью снимает проблему. Проблема как таковая никуда не исчезла, особенно на фоне бурного индустриального развития третьих стран, где за последние годы экологическая ситуация стала угрожающей. Особое внимание обращает на себя Китай, поражающий воображение небывалым ростом экономики. Как пишет Фюкс, 40% китайских рек считаются опасными для здоровья, в 8-10% городов «превышены и без того высокие нормы загрязнения воздуха». Параллельно расширяются засушливые зоны, растет уровень загрязнения почв тяжелыми металлами. И, тем не менее, корректировка экономической политики, обращение к «зеленым» технологиям способствуют в настоящее время заметному улучшению ситуации даже в этой стране.

Так, в ноябре 2012 года на очередном партийном съезде китайское руководство провозгласило сохранение экологического равновесия первоочередной партийной задачей. Это положение было включено в Устав Коммунистической партии Китая, и в итоге построение «экологической цивилизации» стало рассматриваться в качестве долгосрочного плана развития страны. Устойчивый рост стал официальным лозунгом. Сегодня Китай активно инвестирует в возобновляемые источники энергии, пытаясь снизить долю угольной генерации. В частности, растет доля ветровых электростанции, суммарная мощность которых составляет не менее 25% от мирового показателя. Китай стал крупнейшим в мире производителем солнечных батарей. Соответственно, расширяется и доля солнечных электростанций. Поэтому есть надежды на то, что Поднебесная успешно перейдет к принципиально новой модели развития.

Печальным фактом на фоне китайского разворота в сторону «зеленых» технологий остается российская политика, до сих пор нацеленная на извлечение ископаемых ресурсов и очень медленно переключающаяся в русло новых трендов. Соответственно, в нашей стране до сих пор остаются невостребованными перспективные научные разработки, которые в свое время предвосхитили то, что именно сегодня активно развивается за рубежом. Причем, не только в развитых странах, но теперь уже и в соседнем Китае.

Олег Носков