Энергосбережение как первостепенная задача для Новосибирска

Интервью с исполнительным директором ООО «ИПЦ ГЕНЕРАЦИИ», членом Ассоциации «Некоммерческое партнерство по развитию распределенной энергетики Сибири» Михаилом Греховым

На протяжении зимы в Новосибирске проходили протестные акции, связанные с планируемым повышением тарифов на тепловую энергию. В результате, руководство области решило отказаться от этой идеи. Вопрос - надолго ли? Чтобы ответить на него, помимо прочего, надо понять, каково объективное состояние системы теплоснабжения нашего города и что необходимо предпринять для ее модернизации, опираясь на инновационные разработки. Такую оценку может дать только квалифицированный технический специалист, профессионально разбирающийся в данном вопросе. В этой связи мы обратились за разъяснениями к Михаилу Грехову, до недавнего времени возглавлявшему Комитет по энергетике мэрии города Новосибирска.

- Михаил Андреевич, как Вы охарактеризуете в целом систему теплоснабжения Новосибирска, какие у нее есть «слабые места», нуждающиеся в исправлении в приоритетном порядке?

– Я думаю, для этого нужно посмотреть на характеристики того оборудования, которое используется в городе. Прежде всего, нужно оценить тепловые потери и сравнить их с показателями развитых стран. Например, со странами Скандинавии, северной части Европы. И мы здесь можем увидеть большую разницу в потерях. Если там тепловые потери в среднем составляют максимум 10%, то у нас они приближаются к 20 процентам, а где-то достигают 40 процентов. Возможно, наших новосибирских монополистов это касается не в полной мере, но всё равно тепловые потери в нашем городе очень высокие, выше показателей развитых стран. И в денежном выражении это достаточно высокие цифры – от полутора до двух миллиардов рублей в год!

- Я правильно понимаю, что расходы от теплопотерь потом перекладываются на плечи населения, потребителей тепла?

– Конечно! Я так скажу: энергоэффективность любой компании должна быть в приоритете. Приведу такой пример. У нас в Новосибирске жителей обязали устанавливать приборы учета тепла. Так или иначе, результат мы получили. И результат этот очень большой. По крайней мере, мы стали правильно учитывать тепло. И такая система намного лучше обычного распределения усредненных показателей по квадратным метрам, по кубатуре жилой площади.

- Означают ли теплопотери избыточное сжигание закупаемого топлива, когда часть полученной энергии просто уходит в воздух?

– Это примерно так же, как в частном доме: если у вас неплотные рамы, если тепло уходит наружу, то чем больше ты топишь печь, тем больше ты теряешь. То же самое происходит и в большой системе городского теплоснабжения. Если у вас большие теплопотери, то, разумеется, увеличивается и расход топлива. Соответственно, растут затраты. Цифры я уже привел.

- Как решить эту проблему по-современному?

– Дело в том, что сегодня нужно переходить на новые технологии. Так происходит во всех странах. Например, сейчас используются так называемые предизолированные трубы. Их уже достаточно широко используют. Такие трубы необходимо адаптировать и для наших, сибирских условий, поскольку могут возникнуть определенные риски при их эксплуатации. Если возникнет внештатная ситуации, то на месте такую трубу отремонтировать будет гораздо сложнее. Поэтому необходимо четко отработать технологию. По большому счету, здесь ничего сверхсложного нет. Всё достаточно просто. Конечно, необходимо определенное время для того, чтобы осуществить полную реконструкцию тепловых сетей.

- Мэрия Новосибирска должна финансово вкладываться в этот процесс?

– В принципе, мэрия в это дело вкладывается, поскольку получает от энергетической компании плату за аренду тепловых сетей, и эти деньги направляются на реконструкцию. Какой-то процесс в этом направлении уже идет.

- Эту задачу можно решить без привлечения дополнительных ресурсов? Скажем, со стороны федеральных структур?

– Ситуация здесь выгляди так. Сегодня муниципальные сети находятся в аренде у компании СИБЭКО. Также она эксплуатирует собственные магистральные и внутриквартальные сети. И именно на нее, по идее, ложится основное бремя содержания сетей. На мой взгляд, компания в состоянии использовать различные инструменты, чтобы привлечь необходимые средства для решения указанной задачи.

- А у СИБЭКО есть такой интерес? Или им проще повышать тарифы?

– Здесь не так всё однозначно. Естественно, нельзя сказать, что компания не решает проблемы, связанные с теплопотерями. Наверняка у них есть своя техническая политика, предусматривающая какие-то действия в этом направлении. Сейчас, например, они начинают активно внедрять предизолированные трубы. Что касается повышения тарифов, то оно так или иначе будет происходить, поскольку это напрямую связано с инфляционными процессами. Другое дело, что повышение должно быть плавным, равномерным, без всяких необоснованных рывков и скачков. По крайней мере, в пределах тех норм, которые устанавливает государство.

- В последние годы различные предприятия стали обзаводиться собственными котельными, отказываясь от централизованной поставки тепла. Можно ли эту тенденцию назвать прогрессивной?

– Когда тепловая установка непосредственно примыкает к отапливаемым площадям, теплопотери фактически равны нулю. Не нужны расходы на транспорт тепловой энергии. А у нас эти расходы достаточно высокие. Например, на доставку тепла потребителям у нас в городе компанией СИБЭКО тратится около пяти миллиардов рублей! А когда потребитель сам себе устанавливает котельную, он на этом существенно выигрывает. Стоимость гикокалории у него, конечно, чуть выше, чем у монополиста, но он получает выигрыш как раз благодаря отсутствию необходимости транспортировать тепло на большое расстояние. Кроме того, индивидуальная система отопления очень мобильна – в том смысле, что она очень быстро настраивается на те параметры, которые необходимы потребителю. Единственное упущение здесь в том, что в таких котельных не осуществляют комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Это большой минус.

- Есть ли у нас возможность диверсифицировать источники генерации тепла? Могут ли те же предприятия создавать дополнительные энергетические мощности, чтобы подключать соседние жилые дома или социальные объекты?

– С чисто технической точки зрения здесь особых сложностей нет. Надо сказать, что у нас в городе уже есть такие прецеденты. Например, на улице Одоевского целый микрорайон подключен к небольшому энергоблоку. И, кстати, они там выдерживают неплохие параметры. И качество, и экономия и них вполне приличные.

- Этот пример можно распространить по всему городу, придать ему массовый характер?

– Понимаете, у нас вся проблема в том, что наши сетевые компании такая тенденция не устраивает. Ведь в данном случае речь идет о комбинированной выработке тепла и электричества. И сегодня монополисты, владеющие электрическими сетями, не желают подключать новые источники электрической энергии. Хотя, если бы мы могли массово вырабатывать тепло и электричество на таких мини-ТЭЦ, эффект был бы очень большой, в том числе и с точки зрения теплоснабжения многоквартирных домов.

- Можно сказать, что это тот путь, по которому надо двигаться?

– Я бы не стал здесь впадать в крайности, поскольку централизованная система тоже имеет свои плюсы. Поэтому её ни в коем случае нельзя отвергать. Просто нужно параллельно рассматривать разные варианты. А их довольно много. В конечном итоге, всё решит научно-технический прогресс. Мир сегодня очень сильно преображается. Главное, чтобы у нас в стране был спрос на научные идеи, на научные разработки. Пока, к сожалению, всё это еще очень плохо поддерживается.

Беседовал Олег Носков