Демонополизация электроснабжения

Благодаря «лихим 1990-м» в России сложилась парадоксальная ситуация. У нас принято сетовать на то, что за годы реформ в стране развалилась масса промышленных предприятий. Это, конечно, факт, и с ним бессмысленно спорить. Но в то же время у него есть и другая  сторона – из-за развала промышленности у нас появился избыток… электроэнергии. Чтобы не останавливать генерирующие мощности, часть электричества мы спокойно продаем в другие страны (например, в Китай), остальной частью в «славные нулевые» активно воспользовались застройщики, усердно ляпавшие в крупных городах высотные микрорайоны, деловые и торговые центры.

Как мы знаем, в последние годы Новосибирск прославился невиданными (в сравнении с советскими временами) темпами жилищного строительства. Однако есть подозрение, что подобные объемы вводятся в эксплуатацию во многом за счет тех избытков электроэнергии, которые образовались как раз по причине сильного снижения темпов промышленного развития. Иначе говоря, генерирующие мощности, заложенные в советский период, предполагали бурную работу многочисленных заводов и фабрик, чего – по указанным причинам – на практике не произошло. Зато образовавшиеся энергетические резервы позволили застройщикам беспроблемно (или почти беспроблемно) подключать к электричеству новостройки, растущие, как грибы после дождя (учтем, к тому же, что немалая доля строительных материалов завозится в страну из-за рубежа, благодаря чему на их производство также не требуется тратить электроэнергию).

Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается  (если, конечно же, не подготавливать базу для развития). Новосибирск постепенно приближается к исчерпанию резервов, и если ничего не предпринять, то вполне может сложиться ситуация, когда по чисто техническим причинам не будет возможности ни для развития промышленности, ни для рекордного жилищного строительства и освоения территорий.

Эта тема отчетливо прозвучала во время проведения Форума городских технологий 27 апреля, на секции, посвященной энергетике. Согласно информации, которую озвучил заместитель директора по развитию ООО «Интеллектуальная энергия» Феликс Бык, в списке тридцати крупных городов России Новосибирск сегодня занимает лишь 29-е место в рейтинге, отражающем легкость ведения бизнеса. Вопросы подключения к системе электроснабжения решаются у нас значительно сложнее, чем, например, в Санкт-Петербурге, Сургуте, Калуге или Саранске. То же касается получения разрешений на строительство.

Если сравнить условия подключения к электроэнергии с соседними городами Сибирского Федерального округа, то здесь Новосибирск также не блещет и отличается от соседей не в лучшую сторону. Так, количество процедур, связанных с подключением к системе электроснабжения, в Новосибирске равно десяти, в соседнем Томске – девяти, в Кемерово – шести. Среднее время подключения составляет у нас 265 дней, что также больше, чем в соседних городах. И, наконец, стоимость подключения в Новосибирске в два раза выше, чем в Томске и в Кемерово, и почти в восемь (!) раз выше, чем в Омске.

Есть и другая сторона проблемы. Как заметил Феликс Бык, очень сложно говорить о надежности нашей системы электроснабжения, поскольку на сегодняшний день сбор и регистрация информации о перебоях, об ограничениях, о качестве электроэнергии фактически отсутствует. А та информация, которая поставляется в Федеральную антимонопольную службу, чтобы получать какие-то стимулы от властей, носит, условно говоря, «переговорный характер» (иными словами, здесь обе стороны действуют и принимают решения по негласной договоренности друг с другом).

Чем вызвана в нашем городе такая не очень привлекательная ситуация? С одной стороны, подчеркивает Феликс Бык, сам город Новосибирск – в отличие от Новосибирской области – долгое время имел избыточные электрические мощности. То есть своей генерации было вполне достаточно для нормального развития. В этом плане город имел выигрышное положение, чем как раз и объясняется стремительная застройка городских территорий. Однако сегодня, отметил Феликс Бык, «город фактически перешел на самобаланс».

Основным ограничением по подключению к системе электроснабжения в Новосибирске стал сетевой комплекс, который в основном контролируется ОАО РЭС. И на сегодняшний день шесть районов города – Ленинский, Кировский, Железнодорожный, Калининский, Октябрьский и Советский – практически закрыты для подключения новых потребителей. Это вызвано тем, объясняет Феликс Бык, что на этих территориях работает 46 подстанций, из которых 25 – это запертые мощности (то есть подключение к ним считается недопустимым с точки зрения надежности и безопасности электроснабжения). В остальных районах – Первомайском, Заельцовском, Дзержинском – подключения еще можно производить, хотя на далекую перспективу существующих  резервов не хватит.

Ситуация усугубляется тем, что развитие сетевого комплекса требует очень больших денег, измеряемых десятками миллиардов рублей. При отсутствии таких вложений нас ожидает один из двух вариантов: либо будет снижаться надежность электроснабжения потребителей, либо начнут выдвигаться непосильные технические условия на подключение, просто-напросто невыполнимые по экономическим показателям, – разъясняет Феликс Бык.

Описанная ситуация является на сегодняшний день серьезнейшим фактором, определяющим дальнейшее социально-экономическое развитие Новосибирска. Выход из ситуации потребители находят по-разному. В частности, некоторые застройщики, не в силах выполнить технические условия по подключению к сетям, перешли на автономные источники электроэнергии. На сегодняшний день в Новосибирске имеется два автономных энергоблока совокупной мощностью 25 МВт. Планируется создание еще одного такого энергоблока мощностью 12 МВт на Левом берегу.

Появление автономных источников Феликс Бык рассматривает как реальный процесс появления в Новосибирске малой, или распределенной генерации – что является, на его взгляд, началом демонополизации системы электроснабжения. Показательно, что такие проекты создаются частным капиталом, фактически без государственной поддержки. Но, несмотря на важность подобных прецедентов, малые энергетические объекты невозможно подключить к общей сети, из-за чего возникают упомянутые технические сложности, отражающиеся, в конечном итоге, на качестве энергоснабжения. Поэтому и город, и область продолжают потреблять электроэнергию с оптового рынка. А розничный рынок, который теоретически возможен, практически же в существующих условиях неосуществим. Во многом это связано с устаревшими техническими требованиями, из-за которых создание объектов малой энергетики становится экономически нецелесообразным, поскольку подключение к общей сети по затратам будет сопоставимо со стоимостью самого энергоблока.

Решить проблему, считает Феликс Бык, можно двумя путями. Первый путь – создание локальной системы, состоящей из малых генераторов. Это, в принципе, самый простой путь. Второй путь связан с попыткой решить вопрос с подключением к существующим сетям, то есть с необходимостью снизить планку требований до разумного уровня. Здесь уже, как мы понимаем, потребуется законодательная инициатива. То есть во втором случае решаются не только технические, но и политические вопросы. Второй путь, конечно, предпочтителен, однако он не определяется целиком техническими специалистами. А что реально на уме у наших политиков (в особенности – законодателей), остается для нас тайной за семью печатями.

Новосибирск в этом плане, безусловно, мог бы показать пример всей стране, выдвинув важную инициативу в данной сфере. На словах, конечно же, местные руководители поддерживают все прогрессивные начинания. Осталось только дождаться от них конкретных дел в указанном направлении.

Олег Носков