Чтобы курочка не стала золотой

Помните старый забавный монолог Аркадия Райкина: «Эй, фокусник, у тебя курица из ведра выскакивает. Иди, обеспечивай народ курями! Ведра у всех есть, курей – не хватает».

Курей в стране Советов действительно не хватало. Ни импортных, ни отечественных. Синюшные цыплята, за которыми горожане ломились в очередях, даже стали символам советского продуктового дефицита. Курочка была праздничным обедом. И вообще, с мясом в СССР как-то не заладилось. Для пополнения мясного рациона советскому человеку приходилось заниматься животноводством и птицеводством самостоятельно. Даже горожанам. Кто их них не выращивал курей на дачах? Про жителей деревень и говорить нечего. В общем, коллективная система хозяйствования себя тут явно не оправдала.

Надо сказать, что больше всего иностранцев изумлял  дефицит в нашей стране именно куриного мяса. Так получилась, что куры  лучше всего подходят для массового производства. Со свиньями уже сложнее, с говядиной – еще больше. А куры – в самый раз. Плодятся они отлично, растут быстро, в еде и содержании не прихотливы.  В начале 1990-х иностранные эксперты с недоумением спрашивали российских экономистов: «Ладно, мраморная говядина у вас не удалась. Ну уж курей-то вы могли разводить сколько надо! Почему с курами не получилось?».

И вот, надо сказать, что спустя каких-то десять лет, уже наевшись вволю «ножек Буша», россияне практически полностью перешли на отечественную курятину. Птицеводство оказалось в нашей стране делом выгодным. Курятина перестала восприниматься исключительно праздничным блюдом. Курятина стала банальной. Она стала доступной. Ее стало вдоволь и в самых разных видах: замороженная, охлажденная, целой тушкой или разделанной, а еще маринованной и копченой. Куриный шашлык, куриные колбасы, куриная ветчина, куриные купаты, куриные рулеты, а еще куриные субпродукты – от печени до желудков. Всего и не перечислишь. Даже самый захудалый провинциальный продуктовый магазин предложит вам весь куриный набор (или почти весь).  И самое главное (особо это подчеркиваем), куриным мясом мы разжились не благодаря американцам или китайцам, а именно благодаря отечественному производителю. На сегодняшний день, подчеркивают специалисты, Россия обеспечивает себя курятиной на 90 процентов. Причем, и этот показатель имеет тенденцию расти.

В общем, все было не плохо. Пока… не началась продуктовая война с Западом. Не будем давать политическую оценку принятому нашим правительством решению. Кому-то, конечно, может показаться, будто эмбарго на поставку западных продуктов еще сильнее подтолкнет отечественного производителя к тому, чтобы обеспечить полную, стопроцентную продуктовую независимость. Однако не стоит упрощать ситуацию.

Скоропалительные политические решения, а тем более решения популистские, не обязательно влекут к тем благоприятным результатам, коих мы от них ожидаем. Напомним, что американские куриные окорочка потеряли в глазах российского потребителя всякую ценность не благодаря государственной пропаганде, а благодаря тому, что отечественная продукция оказалась вкуснее и приятнее на вид. По сути дела, «куриную» войну с американцами мы выиграли с помощью экономики. Нынешний российский потребитель, оценив достоинство отечественной курятины, теперь от «ножек Буша» будет брезгливо воротить нос. И это – подлинная победа нашего производителя. И для ее окончательного закрепления понадобятся не скоропалительные политические решения, а вдумчивые программы на всех уровнях руководства. Именно на всех уровнях!

Мэрия провела выездное совещание на птицефабрике "Октябрьская" Эту простую истину наглядно выявило выездное совещание с участием мэра Новосибирска Анатолия Локтя, состоявшееся 20 августа в офисе птицефабрики «Октябрьская». Совещание, как нетрудно догадаться, было посвящено вопросам цен на новосибирскую курятину, шире – на всю мясную продукцию. В совещании, кроме сотрудников мэрии, приняли участие как производители, так и представители крупных торговых сетей города. Выяснилось, что ситуация в этом сегменте складывается очень непростая. Она никак не описывается одной элементарной формулой, которую рисуют нам политики. Типа, если продавцы задерут цены, значит к ним надо применить кнут, поскольку здесь, якобы, имеет место «монопольный сговор». Очень простое и очень удобное для политиков объяснение: все плохое списывать на бессовестность российских «буржуев».

На самом деле совесть тут совсем не причем. Здесь мы сталкиваемся с некоторыми объективными обстоятельствами, преодолеть которые придется руководителям на местах. И они не сводятся к демонстративной порке «спекулянтов». Потому как в реальности порка ничего не даст. Если будут пороть – получим пустые прилавки. Об этом отчетливо заявили на совещании представители ритейла. Грозить кнутом здесь бессмысленно, поскольку торговцы «накидывают» цены не по собственной прихоти – эти наценки им диктуют поставщики, то есть производители мясной продукции.

Шутка ли – в Новосибирской области два крупнейших игрока держат до 60% рынка мясных изделий. Сейчас они намерены поднять отпускные цены на 18 процентов. Известный в регионе производитель свинины – ОАО «Кудряшовское» - обещает повысить цены на 26 процентов. Об этом сообщил один из ритейлеров. Кого в этом случае будем показательно  «драть»? Производитель, надо сказать, тоже найдет десяток объективных обстоятельств, вынуждающих его к повышению цен. Он может напомнить государству, что именно оно, государство, регулярно повышает ему тарифы на тепло, электроэнергию, железнодорожные перевозки, повышает проценты по кредитам, вводит новые налоги, увеличивает бюрократические барьеры. В убыток никто работать не будет. Начнем наказывать – пустые прилавки нам обеспечены (а с ними – уменьшение рабочих мест, недополученные налоги). Ритейлеры, по их словам, готовы выдержать снижение рентабельности процентов на пять, но не больше. И никакими молитвами и заклинаниями ситуацию вы не измените. В мясном сегменте сейчас складывается именно такая ситуация. Свинина и говядинка, образно говоря, «подкачали». Цены на свинину начали расти еще до введения продуктового эмбарго. А поголовье крупного рогатого скота снижается в стране не первый год (что грозит ударить и по молочной продукции).

А вот курятина пока еще держится. Здесь темп набрали на зависть всем. Если брать Новосибирскую область, то 40% произведенной здесь птицы реализуется в других регионах. То есть, в случае чего, внутренний рынок есть чем наполнить. Серьезных объективных предпосылок к повышению отпускных цен на куриное мясо вроде бы пока нет. В этом нас заверили и руководители птицефабрики «Октябрьская». Мэрия сейчас как раз  видит свою задачу в том, чтобы на региональном рынке, в случае чего, не образовался дефицит курятины. Ибо дефицит, как мы понимаем, приведет либо к подорожанию, либо к пустым прилавкам. По другому не бывает в принципе. Почему это так важно? А потому, что на фоне повышения цен на говядину и свинину неизбежно последует повышение спроса (подчеркиваем – спроса!) на курятину. Скажем, вместо свиных котлеток граждане будут чаще есть котлеты куриные. То же станет с шашлыком и с другими вкусностями, включая колбасы. Так вот, необходимо постараться сделать так, чтобы скачок спроса не привел к автоматическому росту цены. Потенциал, как мы сказали, есть – меньше продавать в другие регионы (вот те самые 40%), больше реализовывать у себя.

Об этом руководство города пытается сейчас договориться с производителями. Повод возникает основательный. Дело в том, что в нашей славной десятимиллионной столице, где цены в магазинах давно бьют мировые рекорды, как раз обнаружился дефицит продуктов из-за упомянутого эмбарго. Европа долгое время исправно снабжало столицу мясом, в том числе и курятиной. Какой выход теперь ищут в Москве? Понятно, какой: начинают скупать мясо в регионах. Причем, предлагая московскую цену. Иначе говоря, покупая дороже той цены, что наши поставщики привычно назначают в провинции (раньше-то они в столице были не нужны, а теперь о них вспомнили). Естественно, загнать в столицу (рынок которой в пять раз больше всего рынка НСО) свою продукцию по двукратным ценам – очень соблазнительно для наших местных производителей. И их уже вовсю «охмуряют». В том числе – производителей курятины. Что будет дальше, предсказать не сложно: новосибирская курятинка начнет заполнять столичную лакуну. А что будет в Новосибирске? Ясно – упомянутый дефицит со всеми вытекающими последствиями. Нет, может что-то найдется для нас и в соседнем Китае. Но вряд ли оно окажется настолько съедобным, что мы ничего не заметим.

Как видим, задача для местных руководителей складывается нетривиальная. Лучше всего, конечно же, расширят собственное производство. Но ведь даже курица из воздуха не возникает. Цыпленок вылупляется  из яйца, а это яйцо тоже из пустоты не появляется. Для его появления необходимо иметь качественное племенное хозяйство. А еще нужны производственные корпуса, грамотные специалисты, инфраструктура, инвестиции, кредиты. Целый комплекс мер! И за месяц такой работы не провернуть. А вот перевод «мясных потоков» на столицу может случиться уже завтра (да чего там – уже сегодня!). Каким будет в этой ситуации решение местных руководителей, мы скоро узнаем. Благо, что они хотя бы ставят такой вопрос. 

Олег Носков