Частицы плагиата

Министр образования Ольга Васильева решила жестко бороться с плагиатом в диссертациях руководства министерства. Об этом она заявила на большом еженедельном совещании руководства ведомства. Причиной обращения Васильевой к этой теме стал полученный в министерстве «сигнал» о возможном плагиате в докторской работе одного из самых заметных и видных ее заместителей.

Речь идет об академике Григории Трубникове, курирующем научную сферу.

Известный физик, специалист в области ускорительной физики, он был назначен на эту должность почти год назад, 25 января 2017 года, и его назначение имело широкую поддержку в научной среде.

Трубников защитил докторскую на тему «Синхротрон релятивистских тяжелых ионов Нуклотрон в ускорительном комплексе NICA» 14 ноября 2012 года в диссовете Д047.01.03 при Лаборатории ядерных проблем Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне.

С 2014 года, до назначения в министерство, Трубников занимал пост вице-директора ОИЯИ.

По словам некого заявителя, подписавшегося Виктором Пинигиным из Якутии, в работе замминистра присутствуют масштабные некорректные заимствования из двух кандидатских работ, защищенных в ОИЯИ всего месяцем ранее — в октябре 2012 года. Авторами этих работ были Виктор Карпинский («Системы питания и эвакуации энергии в быстроциклирующих сверхпроводящих синхротронах») и Андрей Бутенко (Ускорение пучков тяжелых ионов с массовым числом более 100 в сверхпроводящем синхротроне Нуклотрон), у которых сам Трубников был научным руководителем.

С 2009 года Трубников был руководителем проекта «Нуклотрон-NICA». NICA (Nuclotron based Ion Collider fAcility) — это новый ускорительный комплекс, который создается на базе ОИЯИ с целью изучения свойств плотной барионной материи. Этот проект был отобран из 28 предложений проектов масштаба «мегасайнс», реализуемых на территории России.

300 ученых из 70 институтов 32 стран мира участвуют в подготовке и реализации проекта NICA.

«Газета.Ru» ознакомилась с текстом диссертации Трубникова, в конце которой он выражает Бутенко и Карпинскому признательность как непосредственным участникам и соавторам совместных работ.

Слева (текст выделен желтым цветом) отрывок диссертации Трубникова Г.В., справа (текст выделен зеленым цветом) — Карпинского В.Н. В трех работах действительно попадаются одинаковые фрагменты текста, в основном, технического характера, где идет описание экспериментальной установки или порядок эксперимента, а также рисунки.

Автор письма, направленного, по информации «Газеты.Ru», сначала в администрацию президента, а затем спущенного в Минобрнауки, утверждает, что в тексте диссертации Трубникова заимствования из работ Бутенко и Карпинского составляют до 43%, и на этом основании его надо лишить докторской степени.

Сам Трубников уверен в своей работе и лишь жалеет времени, которое понадобится теперь для разбирательства. «Я в своей работе уверен на 300%, у меня нет никаких сомнений, что мой вклад был определяющим, у обоих коллег я был научным руководителем, — рассказал «Газете.Ru» замминистра. — Это были четыре самых счастливых года моей жизни, когда я сидел в сменах, как говорится, на пучке. И когда проводился огромный эксперимент и получался результат, естественно, у нас было много внутренних отчетов, которые мы не публиковали, и поэтому их тексты совпадают в наших работах текстуально. Кстати, тем ребятам, которые неравнодушны к моей персоне, сообщу, что мой автореферат был выложен в интернет примерно на месяц раньше, чем авторефераты моих коллег».

Общие слова

Схожей позиции придерживаются и сами Бутенко с Карпинским.

«У меня от совместной работы с Григорием Владимировичем только самые положительные впечатления. На тот момент он был руководителем проекта «Нуклотрон-М», причем он выступал не только в роли руководителя, но и идеолога. Я присутствовал на его диссертации и никаких претензий по ней не имею. Это совершенно нормальная практика, когда одними словами описывается одна и та же установка, технология, реализация эксперимента, — рассказал «Газете.Ru» сотрудник ОИЯИ Виктор Карпинский. — Безусловно, там был личный вклад каждого из участвовавших, но формулировки и фразы нами сообща обтачивались так, чтобы они звучали правильно с технической точки зрения. Я защищался по системам питания сверхпроводящего ускорителя, Андрей Бутенко делал то же самое, только с вакуумной системой нуклотрона. Григорий Трубников помимо руководства нашим проектом занимался стохастическим охлаждением. Его работа стала итоговым отчетом о труде целого коллектива, когда ускоритель вышел на новый уровень работы. А вообще он был одним из лидеров, вдохновителей, благодаря которым состоялся проект NICA. И благодаря этому сейчас у меня за спиной уже строится коллайдер, бегают люди и заливают бетон, а сам коллайдер должен быть запущен в 2020 году».

Бутенко согласен со своим коллегой. «Большой период времени (более пяти лет) одним из ключевых людей на ускорительном комплексе Нуклотрон в ЛФВЭ ОИЯИ являлся Григорий Трубников. В течение того периода времени были получены значимые результаты, что и было отражено в его докторской диссертации, — поясняет Бутенко, начальник ускорительного отделения Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ. — Вполне естественно, что в ней использовались некоторые материалы из кандидатских диссертаций — Карпинского и моей. Все сложные задачи и решения, вынесенные на защиту, принимались при самом прямом участии Трубникова, что позволяет назвать обсуждаемые достижения и его собственными в том числе. Могу лишь назвать «игры» вокруг диссертации Трубникова очень грязными и недостойными».

По словам физика Андрея Ростовцева, основателя сообщества «Диссернет», сообществом изначально практически не рассматривались работы в области физики, так как в них заимствования описаний экспериментов, методов или установок — привычная вещь.

«По правилам международной организации СOPE, занимающейся академической этикой, надо делить текст на вводную часть, общую постановку вопроса, результаты, их обсуждение и выводы. Допускаются совпадения в постановке вопроса, не допускаются совпадения в обсуждении результатов и вообще не допускаются — в выводах», — рассказал Ростовцев. — Почему один и тот же эксперимент надо описывать по-разному, если им занимались несколько человек? По этой причине «Диссернет» закрашивает не цветным, а серым тоном разделы, называемые введением».

Таинственный якут

В «Диссернете» предположили, что никакого якутского заявителя по фамилии Пинигин не существует, а его заявление — попытка свести счеты с Трубниковым за его позицию в министерстве, которую он занимает как раз по вопросу борьбы с диссеродельными фабриками. Кстати, «Пинигин» разослал членам авторитетного клуба ученых «1 июля» письмо о диссертации Трубникова, уже назвав себя активистом якутского отделения «Диссернета», которого не существует.

Известно, что Трубников активно выступал за ротацию экспертных советов ВАКа и за новые поправки в Положение о присуждении ученых степеней. Согласно одной из них, уже прошедшей Минюст, диссертации нельзя будет отправлять на пересмотр в тот же совет, где была присуждена исходная степень.

Оказалось, что составленный ЗоЛУС (заявление о лишении ученой степени) против Трубникова по структуре копирует ЗоЛУСы самого «Диссернета», направлявшиеся ранее в диссовет ФГУП «Стандартинформ», который после множества разоблачений фальшивых диссертацих был закрыт приказом Минобрнауки в декабре 2017 года.

«Газета.Ru» писала об этом диссовете в 2015 году, тогда его зампредседателя Михаил Ломакин (сегодня продолжающий заседать в ВАКе) обещал подать в суд на журналистов за попытку проникнуть на заседание диссовета.

Заседание в министерстве происходило 9 января в отсутствие самого Трубникова, который в этот день находился в отпуске. Оттолкнувшись от ситуации с Трубниковым, Васильева потребовала проверить кандидатские и докторские диссертации всего руководящего состава министерства — от замминистров до заместителей директоров департамента.

Решение проверить руководство Минобра на предмет плагиата в диссертациях, невзирая на сроки давности и должности, может поставить перед Васильевой другой вопрос: нужно ли проводить также проверку среди ректоров — шесть десятков из них, по мнению «Диссернета», использовали в своих диссертациях некорректные заимствования.

«Министр дала понять, что плагиат в диссертациях является недопустимым, и даже если человека невозможно лишить степени по причине давности, то речь будет идти об утрате доверия», — сообщил «Газете.Ru» источник в министерстве. По его словам, министр хочет, чтобы Трубников прошел стандартную процедуру пересмотра своей диссертации через ВАК и смог доказать несостоятельность обвинений, в противном случае он должен быть лишен докторской степени. Сам Трубников говорит, что готов пройти все процедуры, чтобы доказать свою правоту.

В Минобрнауки не стали официально комментировать ситуацию, подтвердив, что замминистра Трубников находится в отпуске.