Безумная высота

Этим летом, пока на разных континентах люди вели отчаянную борьбу с пожарами и наводнениями, два известных миллиардера решили воодушевить человечество демонстрацией своих космических устремлений.

Вначале нам показали «исторический» суборбитальный полет миллиардера Ричарда Брэнсона, поднявшегося на ракетоплане компании Virgin Galactic на высоту 86 километров. Общее количество участников этой космической экспедиции составило шесть человек, куда входили два пилота и шесть пассажиров, включая главного виновника торжества. Данное событие преподносилось как новая веха в истории цивилизации, открывающая дверь в космос всем желающим. Сразу же после возвращения Брэнсон заявил о заре новой космической эры. По его словам, этот полет был совершен для того, чтобы сделать космос более доступным для всех.

Девять дней спустя другой миллиардер – Джефф Безос – отправился в космос вместе с еще тремя пассажирами на ракете New Shepard. Ракета стартовала с частного космодрома в Техасе. Старт был приурочен к 52-й годовщине высадки человека на Луну. Как сообщалось в СМИ, весь полет занял примерно 11 минут. За это время пассажирской капсуле удалось достичь высоты более ста километров и благополучно приземлиться. Показательно, что над этой ракетной системой компания Безоса – Blue Origin – работала примерно 15 лет, успев совершить к настоящему времени полтора десятка запусков.

Сегодня над «доступностью» космоса для массовой аудитории трудятся сразу несколько известных компаний, включая и SpaceX неутомимого Илона Маска. Если судить по бравурным репортажам об «исторических» запусках ракет, созданных по инициативе богатых «частников», то мы и впрямь находимся на новом витке технического развития, когда космос (надо полагать – со времен лунных миссий) стал еще ближе. Во всяком случае, о космическом туризме говорят уже как о свершившемся факте, и отчасти это, действительно, так и есть. Известные миллиардеры охотно вкладываются в такие проекты. Достаточно вспомнить японского предпринимателя Юсаку Маэдзава, который в 2018 году вложился в проект SpaceX, нацеленный на осуществление туристических полетов вокруг Луны. По мнению экспертов, частная космическая индустрия обещает стать весьма прибыльным бизнесом. А это значит, что подобные инициативы начнут привлекать инвесторов, и тогда космический туризм станет брать высоты и в коммерческом плане, что посодействует кратному увеличению ракетных запусков.

Я ничуть не исключаю, что указанные перспективы начинают кружить головы искренним сторонникам научно-технического прогресса. Наконец-то, считаем мы, самые смелые мечты человечества начинают претворяться в жизнь. Вроде бы, есть повод проникнуться оптимизмом. Однако у этой космической эпопеи есть и другая – темная – сторона, о чем пока еще распространяться не принято.

Недавно об этой темной стороне космонавтики напомнило издание The Guardian. Для вывода ракеты в космос требуется очень много топлива, отмечается в статье. Например, детище Илона Маска – ракета Falcon 9 – использует в качестве топлива керосин. Запуски космических аппаратов, таким образом, становятся дополнительным источником выбросов углекислого газа. Пока что эти выбросы невелики – в сравнении с авиационной техникой. Однако они растут на 5,6% в год. А в недалеком будущем нам вообще обещают небывалое развитие частных космических перевозок, включая космический туризм. Поэтому уже сейчас проводятся расчеты относительно того, какая доля выбросов парниковых газов придется на космическую отрасль при успешном развитии данного направления.  

На этот счет приводятся впечатляющие цифры.

Так, на один авиационный рейс дальнего следования приходится от одной до трех тонн углекислого газа (в расчете на одного пассажира). При запуске же «туристической» ракеты на четырех пассажиров выбрасывается порядка 200-300 тонн углекислого газа. То есть космическая техника как источник выбросов превосходит авиационную технику как минимум в 20 раз!

Правда, на сегодняшний день количество космических запусков невелико. За 2020 год было всего 114 стартов, в то время как на авиаперевозки приходится до 100 тысяч рейсов в день. Но дело в том, что ракеты выбрасывают парниковые газы в верхних слоях атмосферы, где те сохраняются в течение двух-трех лет. При этом важно учесть, что даже водяной пар, попав в верхние слои, образует облачность, усиливающую парниковый эффект. Иными словами, даже в случае использования в качестве топлива «чистого» водорода (применяемого сейчас в ракетах NASA), мы не избежим содействия глобальному потеплению. В этом смысле «безобидность» водяного пара не является столь уж очевидной.

В общем, развитие космического туризма идет вразрез с программами по защите экологии, включая и программы по снижению углеродной эмиссии. Еще в 2019 году в одном из отчетов Центра космической политики и стратегии проблема космических выбросов рассматривалась в контексте проблемы космического мусора. В отчете прямо утверждалось, что выхлопы ракетных двигателей, выбрасываемых в стратосферу во время вывода космического аппарата на орбиту, отрицательно влияют на всю земную атмосферу.

Пока эксперты не могут с уверенностью сказать, насколько крупной станет новая космическая индустрия. По предварительным расчетам, рынок суборбитальных перевозок и космического туризма к 2031 году составит 2,58 миллиардов долларов, а далее он будет расти на 17,15% ежегодно. Основным фактором этого роста станут целенаправленные усилия по обеспечению космических перевозок и рост числа недорогих стартовых площадок. Скорее всего, в ближайшее время наибольшая часть запусков будет связана как раз с суборбитальными перевозками, исследованием других планет и космическим туризмом. Несколько компаний, в числе которых -  SpaceX, Virgin Galactic и Blue Origin, уже сосредоточили свое внимание на создании упомянутых платформ для недорогих запусков, что создаст условия для дальнейшего развития перечисленных направлений.

Сегодня участники космической гонки миллиардеров начинают тратить на такие цели гигантские суммы. Надо ли говорить, что у многих людей подобные расходы способны вызвать немало вопросов и нареканий. Не лучше ли эти деньги вложить в улучшение жизни на нашей планете, где лесные пожары, ураганы, наводнения и прочие стихийные бедствия причиняют всё больше и больше вреда?  На фоне затопленных городов и горящих лесов бодрые заявления Илона Маска о скором покорении Красной планеты начинают уже восприниматься как глумление над жертвами природных катастроф.

Конечно, новейшие космические разработки способны вызвать нешуточное вдохновение у каждого из нас. Тем не менее, в условиях организованной международной борьбы с глобальным потеплением, когда развитие целого ряда отраслей начинает сталкиваться с новыми экологическими правилами, нельзя делать исключение даже для такой «вдохновляющей» отрасли, как космическая индустрия. Поэтому, утверждают эксперты, необходимо распространить соответствующие международные правила и на эту отрасль, оценив степень воздействия космических запусков на экологию и четко обговорив разрешенные виды топлива и нормы выбросов. На данный момент таких нормативов еще нет. Однако, пока миллиардеры покупают билеты на космические рейсы, для экологов пришло время действовать.

Константин Шабанов